Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Юдифь – героиня Ветхого Завета, Книги Иудифь, сохранившейся только в греческом переводе с древнееврейского, выполненном во II в. до н.э. Книга повествует о подвиге прекрасной молодой вдовы, спасшей от ассирийцев свой родной город Ветилую в 589 г. до н.э. История эта носит символический характер, поскольку города Ветилуя в реальности не существовало, а под ассирийским царём подразумевался вавилонский царь Навуходоносор II. В тексте говорится, что Юдифь проникла в лагерь полководца Олоферна, пленив военачальника и его окружение своей красотой и умными речами. Она пообещала указать лёгкий способ взятия города, и после трёх дней пребывания в стане противника смелая женщина смогла обезглавить Олоферна, воспользовавшись сильным опьянением воспылавшего к ней страстью воина. До этого очарованный прекрасной иудейкой военачальник позволял ей каждую ночь выходить за пределы стана, якобы для того, чтобы молиться своим богам. Именно поэтому Юдифи удалось беспрепятственно покинуть лагерь после своего кровавого деяния.
Картина Боттичелли иллюстрирует возвращение Юдифи со своим жутким трофеем. Она отдала отрубленную голову служанке, «а эта положила её в мешок со съестными припасами, и обе вместе вышли, по обычаю своему, на молитву. Пройдя стан, они обошли кругом ущелье, поднялись на гору Ветилуи и пошли к воротам её» (Иудифь.13:10). Художник изображает прекрасную Юдифь на фоне пейзажа. Легко и неторопливо она ступает по земле босыми ногами, а выражение её лица задумчиво и печально. Мастер избрал новаторский подход в трактовке её натуры: он не стал изображать женщину как соблазнительницу, или, напротив, воительницу, а решил показать такие её черты, как нежность и хрупкость. Пышные и ломкие складки ткани окружают её стройную фигурку, лёгкий ветерок развевает светлые волосы. Она – воплощение самой грации. О её жутком подвиге свидетельствуют только символические атрибуты – тяжёлый кривой меч в одной руке и тонкая оливковая ветвь – знак мира – в другой.
Юдифь стремительно догоняет служанка с плоской плетёной корзиной на голове, в которой лежит страшный трофей – завёрнутая в ткань голова вражеского военачальника. Линейный ритм картины совершенен, движение персонажей виртуозно использовано для выявления ритмичных, танцующих контуров. Пейзаж позади женщин овеян прозрачным утренним светом, основную часть панорамы занимает безоблачное голубое небо, оно наполняет картину воздухом. В тающей дымке тумана растворяются крошечные силуэты фигурок – это неприятельский лагерь, постепенно приходящий в движение. Светлый колорит произведения призван подчеркнуть общее настроение ясности и лёгкости.
История создания
Во времена Возрождения подвиг Юдифи считался олицетворением доблести и гражданской добродетели. На эту тему в начале творческой карьеры С. Боттичелли создаёт диптих из двух деревянных досок небольшого формата. На одной из них он изобразил Юдифь, которая в сопровождении служанки покидает лагерь ассирийцев, а на другой - кровавую сцену, когда растерянные слуги обнаруживают в палатке тело своего обезглавленного полководца Олоферна.
Заказчик диптиха до сих пор не известен. История этого произведения описана литератором и художественным критиком Рафаэлло Боргини в 1584 г. Он говорит, что известный итальянский скульптор и живописец Ридольфо Сиригатти подарил его Бьянке Капелло, жене и возлюбленной великого герцога Тосканского Франческо I. Легендарная ренессансная красавица держала его в своём письменном столике в позолоченной резной раме. После её смерти складень перешёл в коллекцию её сына дона Антонио де Медичи, который хранил его в Казино Сан-Марко на Виа Ларга, а в 1633 г. шедевр Боттичелли оказался в коллекции будущей Галереи Уффици. Известны также два живописных эскиза меньшего размера, выполненные в 1468 - 1469 гг., которые, возможно являются этапами подготовительной работы над диптихом. Один из них в настоящее время хранится в музее искусств в Цинциннати (США), а другой – в амстердамском Рейксмузеуме. Обе работы выполнены в более тусклой цветовой гамме.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворенности, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Владимировна.