Вирсавия в купальне - Мемлинг Ганс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Вирсавия в купальне
Вирсавия в купальне
Автор: Мемлинг Ганс
Местонахождение: Художественная галерея, Штутгарт
Произведение: Вирсавия в купальне
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное возрождение
Дата создания: 1480 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Согласно библейскому тексту, прогуливаясь на крыше своего дворца, царь увидел купающуюся Вирсавию. Прельщенный её красотой, Давид забыл Божии заповеди и приказал доставить девушку во дворец. Последовавшая беременность Вирсавии, подвигла Давида отправить её мужа Урию на «самое сильное сражение <...> чтоб он был поражен и умер» (2Цар.11:15). По смерти преданного им друга Давид женился на Вирсавии. Обличенный пророком Нафаном, Давид позже раскаивался в содеянном. Как пример покаяния, им написан 50-й псалом. Выбранный сюжет должен был послужить верующим в предостережение блудного греха и для призвания к покаянию по примеру псалмопевца Давида.

Картина "Вирсавия" содержит редкое для своего времени изображение обнаженной женщины. Одной ногой героиня выходит из купальни, служанка уже подает девушке полотно, чтобы укрыть тело. Художник придал женским чертам мягкость и нежность.

За спиной служанки расположено окно, через которое видно царский дворец и балкон с фигурой царя Давида. Ганс Мемлинг с детальной точностью изобразил различные предметы быта богатого бюргерского дома, создав тем самым полную уюта обстановку. У ног служанки нарисована белая собачка. В художественной символике Ренессанса такое изображение символизировало плотскую похоть.

История создания

«Вирсавия» (или «Туалет Вирсавии после бани») имеет необычно близкое обрамление, говорящее, что края картины в свое время были обрезаны. Можно предположить, что картина представляет собой фрагмент более крупного произведения или триптиха. В современном искусстве картина известна как редкое изображение 15-го века обнаженного человека в искусстве северного ренессанса. Такие фигуры обычно появлялись только в представлениях о Страшном Суде.

Отношение автора к вере

О жизни этого художника известно очень мало. Предположительно Ханс Мемлинг начал обучаться живописи у монахов бенедиктинского аббатства в родном городе Зелигенштадт. Соответственно, все образы, которые он писал в юности, да и в дальнейшей зрелой жизни, были христианскими и имели прямое отношение к евангельским сюжетам. Судя по произведениям, художник был искренним христианином. Большинство его работ – прекрасные алтарные композиции, перед которыми в дальнейшем молилось не одно поколение голландцев.

Биография

Голландские искусствоведы склоняются к мысли, что отец будущего художника происходил из селения Мемминген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинг в 1451 году скончался в Зелингенштадте. Ганс Мемлинг родился в этом же городе, около 1430 года.

Начальные уроки живописи юноша получил у местных монахов, а как профессиональный художник, сложился в Кельне, где, возможно, учился у живописца Стефана Лохнера.

В 1459 – 1640 годах мастер вернулся в Голландию и вероятно работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но, несомненно, творчество этого мастера оказало на Мемлинга колоссальное влияние.

30 января 1465 года Ханс Мемлинг переехал в Брюгге, получил гражданство Нидерландов и стал членом гильдии Святого Луки. Об этом свидетельствуют архивные записи. А вот то, что он участвовал в сражениях в качестве солдата армии Карла Смелого и был тяжело ранен в бою при Нанси – не имеет документальных подтверждений. Но однозначно - художник долгое время находился в госпитале Святого Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для монахов-госпитальеров несколько картин.

Позже мастер купил дом в Брюгге на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев, женился на Анне Фалкенаре, которая родила художнику трех сыновей: Яна, Корнелиса и Николаса.

У Мемлинга была своя мастерская, в которой также работали его ученики, сыновья и другие живописцы.

Умер Ханс Мемлинг 11 августа 1494 года. Он похоронен на кладбище церкви Святого Гислена в Брюгге.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий