Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Три семинариста шли из Киева домой на вакации. Заблудившись, они набрели на хутор и заночевали там. Ночью к Хоме Бруту явилась старуха-ведьма, вскочила на него верхом и ездила на нём до тех пор, пока он не начал молиться. Чары ведьмы ослабели, Хома освободился от старухи и стал бить её поленом, но увидел вдруг, что избивает прекрасную девушку. Семинарист от страха убегает назад в киевскую бурсу. Туда за ним приезжают посланцы от сотника. – Дочь его вернулась с гулянья избитая и, умирая, наказала отцу, чтобы философ Хома Брут три ночи подряд читал молитвы по грешной душе её. Хому привозят к сотнику, он приступает в церкви к молитвам и узнаёт в панночке ведьму. Панночка встаёт из гроба и заклинаниями вызывает нечистых духов. Пока Хома молится, он недоступен для духов. Ведьма зовёт Вия. Хома отрывается от молитв, оглядывается и гибнет от страха. Петух уже пропел, и нечисть не может покинуть церковь. Церковь остаётся брошенной и осквернённой.
Темы «Вия». Сюжет странный, но в нём звучат излюбленные темы Гоголя. 1) Тема влияния женщины и её красоты на жизнь мира. Гоголь считал, что общество ещё не осознало активную роль женщины в мире: «Душа жены… есть сила, удерживающая его <мужа> на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки...» («Выбранные места…»). Не осознана и сила её красоты: «Красота женщины ещё тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота...». Наш мир — мир себя не сознающий, спящий, необходимо пробудить его. Это должна сделать женщина: «В нынешнем… беспорядке общества... представляется... нравственная усталость, требующая оживотворения. Чтобы произвести это оживотворение, необходимо содействие женщины» («Выбранные места…»). Гоголь называет женщину «языком богов», «бессмертной идеей», «поэзией», «мыслью». В этом сказалось увлечение Гоголя христианским богословием, которое называет женственную красоту одним из свойств Божественного мира и тесно связывает её с Софией-Премудростью — союзом добра, мудрости и красоты. Богословие Софии-Премудрости, отождествлявшейся с Церковью, а в русской традиции — и с Матерью сырой землёю, было Гоголю близко. В заброшенности земли, церкви, ненужности красоты – Гоголь видел признаки упадка веры, разгула стихийных демонических начал в человеке и мире. Мир утратил красоту премудрого устроения жизни, и человек стал низок. Кто поднимет и вдохновит его? — Не Бог ли с помощью женщины, одарённой Красотой?
Гоголевские символические подвохи и подсказки. Текст Гоголя – это текст человека, который постоянно шутит и играет с читателем – жди символа. Они начинаются с названий цикла и повести. 1) Миргород – украинский городок, в повестях сборника не фигурирующий. Но есть в философских трактатах Г.Сковороды понятие «Мир-Город» (рус. перевод слова Иерусалим: Yerushalayim - Ir shalom, на иврите — город мира) — т.е. земной град, где вершатся события, от которых зависят судьбы мира. «Мир-Город» (по Г.Сковороде) — это символический нагорный замок, к которому совершает духовное восхождение человеческая душа: «от подлости на гору <...>, от свиньих луж к горным источникам». Если этот смысл перенести на все повести «Миргорода», события, в них описанные, вырастут до масштаба Вселенной, и Киев как место действия «Вия» — станет «Мир-Городом». Человеку должно взойти в этот духовный град или низвергнуться вниз к «свиньим лужам». Когда мы приступаем к разгадке замысла «Вия», нужно иметь это в виду. 2) Имя подземного духа, «начальника гномов» — Вий — возникло, по-видимому, в результате смешения украинских слов вия (ресница) и повико (веко) и имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния». Отсюда длинные веки персонажа, прячущие глаза. Кто в эти глаза взглянет, будет взят в преисподнюю. Глаза, взгляд — станут определяющими в поисках смысла повести. Герою придётся испытать на себе взгляды многих очей и самому быть испытанному ими. На Хому смотрит невиданно прекрасный, явленный ему в чарах красавицы-панночки, мир, спящий «с открытыми глазами». И очи панночки направлены на него. Он взглянул в них и увидел: «рассвет загорался, и блестели золотые главы вдали киевских церквей». В очах красавицы — святой град Киев, Мир-Город, русский Иерусалим. И сама она – София Премудрость Божья, церковь и земля, питающая человека. Падшая София. «Затрепетал, как древесный лист, Хома: жалость и какое-то странное волнение и робость, неведомые ему самому, овладели им; он пустился бежать во весь дух… странное, новое чувство им овладело». — С Хомой произошло то, что никогда не случалось с ним, с чего начинаются все рыцарские подвиги. Любовь! Это было бы для него спасительно, но он решил выбрать привычное: перемигнулся с молодой вдовою и был вскоре накормлен и утешен. «Он глядел на приходивших и уходивших хладнокровно-довольными глазами и вовсе уже не думал о своем необыкновенном происшествии». Необыкновенные: красота, любовь, рыцарство – есть в этом мире, но мир в них не нуждается. Человеку дан путь восхождения в Мир-Город, но он выбирает низменные дорожки. София-Премудрость обретает демонический лик, любовь становится соблазном, губительной страстью. Панночка-ведьма – героиня тёмного мира, но она же и жертва его. Из пределов смертных обращает она к Хоме двойственный зов: просьбу о молитвах во спасение своей грешной души и, одновременно, коварный призыв ведьмы, мстящей за свою смерть. В повести Гоголя лики красавицы, церкви и земли – двоятся. Красавица обращается в ведьму и мертвеца. Церковь-Иерусалим — в заброшенное, осквернённое, поросшее мхом строение. Земля становится дрянью и дрязгом. Сам же философ Хома, будущий пастырь, надежда грешных душ на спасение — Брутом, предателем святого служения. Имя героя отмечено смыслами маловерия, предательства, подобно имени Иуда в Евангелии. Хома — Фома неверующий, а Брут – имя нарицательное, означающее предательство близкого друга. Гоголь писал, что церковь стала жертвой равнодушия общества: «Церковь наша есть жизнь; ... мы трупы, а не церковь наша, и по нас они назвали и церковь нашу трупом». («Выбранные места…»). Хоме Бруту даётся трудная, но благая возможность молитвенной битвы с Тьмой за душу падшей Софии-церкви. Он появляется в имении сотника и видит дом, глядящий на него: «маленький, острый и высокий фронтон с окошком, похожим на поднятый кверху глаз». — Дом сотника смотрит на философа глазом в треугольнике фронтона — вынесет ли трудное служение семинарист? Неуютно Хоме под этим взглядом. Затем является он пред очи самого сотника, который наставляет его исполнить «христианское дело»: «Она заботилась, голубонька моя, о душе своей и хотела молитвами изгнать всякое дурное помышление». Но герой не понимает своей задачи: «Три ночи как-нибудь отработаю, — подумал философ, — зато пан набьёт мне оба кармана чистыми червонцами». Действие переносится в хуторской храм, и то, что происходит в нём, словно вывернуто наизнанку. Не святые по ходатайству пастыря заступаются перед Всевышним за грешную душу, испытывая её веру, а нечистая сила ополчается за душу грешницы против пастыря, пытая силы, за ним стоящие. Хома Брут по чрезвычайной простоте своей не чует, какой экзамен на пастырство устроил бурсаку сатана. Молитвы укрывают Хому от ищущих глаз нечисти, которые тщатся его увидеть.
Христианская задача пастыря — не отрывать глаз от Священного писания, пребывать внутренними очами с Богом, не обращать взгляды и помыслы к Тьме. Но от страха Хома то и дело оглядывается на нечистых, и когда является сам сатана в облике Вия и, поднимая веки, вперяет в него свой глаз, испытывая его стойкость в вере, «не вытерпел он и глянул». Трагедия Хомы в том, что умер он от страха за свою душу, а не от демонов (петух уже прокричал дважды, нечисть не услышала) и погубил тем себя и панночку, падшую Софию, церковь, невниманием людей отданную во власть Тьмы. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». — Поистине страшный конец.
«Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?». (1 Пет. 4:17).
История создания.
Гоголь начал работу над «Вием» в 1833 году. Автор говорил, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он передал его именно так, как слышал, почти ничего не изменив. «Вий» впервые опубликован в 1835 году, в сборнике «Миргород».
Критика приняла повесть прохладно – как странную фантазию без глубокого смысла. Замысел повести был, однако, Гоголю дорог. При переиздании в 1842 году, в составе собрания сочинений, он существенно переработал «Вия». Сюжет повести восходил к распространенному в украинских быличках мотиву об умершей ведьме и парубке, бывшим причиной её смерти, и проведшем три ночи у её гроба.
Отношение автора к вере.
Николай Гоголь, сколько помнил себя, был верующим человеком. Приехав в Петербург юношей, он изучает Священное писание и писания Святых отцов. Размышляет о долге художника перед Богом. Со страстностью гениальной души, Гоголь пытается своими творениями воздействовать на русское общество к его благу. М.Пришвин писал: «Гоголь силой слова хотел связать нечисть, чтобы освободить от неё красоту и добро». Он также старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом.
В 1847 году Гоголь издаёт книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», пробуя себя в роли духовного учителя. В начале 1848 года, в болезненном состоянии совершает паломничество к Гробу Господню. В 1849 году знакомится с прот. Матфеем Константиновским, миссионером и проповедником. Священник советует писателю искать «положительных персонажей», что тот, противясь художественной правде, и пытается осуществить во 2-м томе «Мёртвых душ». Это приводит к сожжению рукописи и обострению болезненного аскетизма Гоголя.
Биография.
Николай Васильевич Яновский родился в 1809 году, в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в дворянской семье из рода Гоголей-Яновских. Окончил Гимназию высших наук в Нежине. Находясь в гимназии, писал стихи, ревностно участвовал в театральных представлениях, где играл комических старух. В 1828 году переехал в Петербург. Пытался поступить на сцену, служить чиновником.
Первый литературный успех принесли ему «Вечера на хуторе близ Диканьки». Появляются литературные знакомства с П.Плетнёвым, А. Дельвигом, кругом В.Жуковского и А.Пушкина. Гоголь пробует себя в должности учителя Патриотического института и адъюнкта кафедры истории Петербургского университета. В Москве дружит с М.Щепкиным, М. Погодиным, С.Аксаковым и его семейством. Литературная слава пришла к Гоголю с появлением сборников «Арабески» и «Миргород», комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души».
Болезненность писателя вынуждает его жить и писать заграницей. Болезнь усугубляется, страх смерти и мистические настроения приводят к душевным кризисам. Он возвращается в Россию. В начале Великого поста 1852 года, Гоголь отказывается от пищи. 21 февраля, впав в беспамятство, умирает в Москве, в доме своего друга А.П.Толстого.
Автор текста: Преображенская Ирина Александровна.