Видение отроку Варфоломею - Нестеров Михаил Васильевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Автор: Нестеров Михаил Васильевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Видение отроку Варфоломею
Жанр: Художественное
Год создания: 1890 г.
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1890 г.

Описание произведения.

В основе картины Михаила Нестерова лежит сюжет из жизнеописания Преподобного Сергия Радонежского. Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры.

Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Юный отрок застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его, не отрываясь, смотрят на видение. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой. Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. Вместе с тем, художник изображает природу просто и безыскусственно. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

История создания.

В 1889 году Михаил Нестеров принимается за создание серии картин, посвящённой Сергию Радонежскому. Первой и самой значительной работой знаменитого цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею». Образ Сергия Радонежского мастер выбрал не случайно – для Нестерова эта религиозная личность была воплощением высокой нравственности. Именно в этом лике он искал успокоения, переживая тяжкую трагедию - смерть жены при родах. Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде».

Во время пребывания М.В.Нестерова под Троицей, а затем у Мамонтовых в их уютном Абрамцеве, картина начала приобретать все более определенные очертания, и художник принялся за этюды к ней. Пейзаж нашелся довольно быстро - это была опушка одного из абрамцевских перелесков. Натурщицей для головы отрока стала больная чахоткой девочка, глазки которой смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей. На полотне удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Оставшиеся эскизы показывают исследователям, как долго художник искал нужный ракурс, композицию. Нельзя не отметить живой, богатый пейзаж, который стал декорацией для этой истории. В соединении религиозного сюжета и русского пейзажа Нестеров видел идею объединения своего народа. Здесь можно почувствовать гармонию природы и смиренной человеческой души.

До конца своих дней Михаил Нестеров считал «Видение» лучшим своим произведением. Картина появилась на десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление.

Отношение автора к вере.

Михаил Нестеров был родом из Уфы, из купеческой среды. Всю жизнь у него была глубокая связь с семьей, особая близость с матерью. Да и отец вовсе не «по-купечески» подходил к делам сына. «Бывало, предложат мне заказ на образа и предлагают хорошие деньги. Напишешь в Уфу: «Брать, не брать?» Из дому отвечают — не бери. Всех денег не заработать, тебе картины писать надо». В этом совете — ценностный, истинно христианский ориентир, которому Нестеров будет следовать всю жизнь: главное то, что значимо художественно, все суетное отвергалось. Впоследствии дар Нестерова открывается в согласии с его внутренним отбором: «Меня тянуло как художника к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину». А Родину и свой родной край живописец любил искренне и всей душой радел за спасение духа русского народа. М.В.Нестеров верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском, основателе Троице-Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея.

Биография.

Михаил Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе, в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1876—1881 годах занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге, у таких известных художников, как В.Г.Перов и И.Н.Крамской.

В 1885 году Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника. Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 году. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889), «Святая Русь» (1916), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е годы XX века) и других храмах.

Нестеров был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» и одним из членов–учредителей Союза русских художников.

В 1901 году он отправляется на Соловки, где посещает местный монастырь. Поездка вдохновила художника на новые картины, и вообще произвела на него большое впечатление. Михаил Нестеров был патриотически-настроенным художником. В 1905 году он вступает в монархическую партию «Союз русского народа». С 1907 года проводились его персональные выставки, которые имели большой успех.

Когда грянула революция, живописцу было 55 лет. Михаил Васильевич был монархистом и революцию отверг. После «русской смуты» он продолжает писать картины, в основном на религиозные темы.

Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова – портретиста. Последние годы жизни он занимался написание портретов. Героями его творчества стали деятели искусства, науки.

Судьба художника непроста. Лишившись жены, он все же смог воспитать дочь. К сожалению, в 1938 году дочь была отправлена в ссылку в Джамбул, а её муж был объявлен врагом народа и расстрелян.

Перед своей смертью Нестеров написал книгу «Давние дни». Эта книга носила характер сборника воспоминаний художника о своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в октябре 1942 года, в Москве.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий