Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Данное произведение отсылает нас к книге пророка Иезекииля, пророческое служение которого начинается с видения славы Божией в виде колесницы, в которую запряжены четыре крылатых существа — тетраморф. Каждое из четырех существ имело подобие четырех лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колёса с глазами: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг, а под сводом, который над головами их, было подобие престола, по виду как бы из камня сапфира, и над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (Иез 1:26).
Мощная полуобнаженная фигура Бога-Отца изображена в духе Высокого Возрождения. Перед нами древнееврейский предвечный бог Саваоф с телом мужчины в расцвете лет. Его облик больше похож на римского Юпитера, чем ветхозаветного старца. Озаренный огненным светом, с развевающимися седыми волосами, он стремительно летит в облаках, опираясь на льва, быка и орла – символы мистического Тетраморфа, и поддерживаемый под руки херувимами.
Священная группа в ореоле света занимает почти всё пространство картины, лишь в самой нижней части расположен грозовой пейзаж с могучими деревьями и бурным морем вдалеке, освещенный яркими лучами солнца. Там, слева, едва можно разглядеть крохотную фигурку самого пророка, ведущего под уздцы лошадь. Перед нами пример истинно рафаэлевского владения пространством. Мощная крона дерева, упирающаяся в облака, заставляет нас поверить в колоссальный размер видения. Фигура Создателя дана в очень сложном ракурсе, а иллюзию полёта усиливают ангелы, которые придают сверхчеловеческий размах благословляющему жесту Бога. Так, грозный образ Вседержителя исполнен поистине титанической силы.
История создания
По свидетельствам современников Рафаэля «Видение Иезекииля» было написано для графа Винченцо Эрколано из Вероны. Как пишет об этом произведение один из историков искусства: «Несмотря на свои крошечные размеры, дощечка эта обладает поистине гигантской силой внушения». Она служит замечательным аргументом против тех, кто упрекает художника в женственной мягкости образов.
Правда, в настоящее времяпроизведение это не считается собственноручной работой Рафаэля. Его писал кто-то из талантливых учеников великого мастера, скорее всего – Дж. Романо. В позднеримский период в работах Рафаэля и его мастерской с большей или меньшей очевидностью присутствуют мотивы, навеянные эстетикой Микеланджело. Хорошо заметно явное стремление выйти за пределы Ренессанса, вступив на путь субъективного эмоционального творчества.
Отношение автора к вере
В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание, так как после смерти родителей его опекуном стал дядя священник. Глядя на множество алтарных полотен мастера, становится очевидным, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой и истинной верой в Бога. В женских образах мастера проявляется особая материнская нежность. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его, бесконечно обращаясь к образуПриснодевы, восполнять эту потерю. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство.
На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу.
Биография
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о «мастере». Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.
С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.
В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников. Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.