Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О причине потопа, о том как он происходил и как удалось сохраниться жизни на земле описано в Книге Бытия с шестой по восьмую главы.
"И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт. 6:5-7). Но по своей благости Господь не захотел, чтобы прекратилась жизнь на земле и повелел праведному Ною и его семье построить ковчег и укрыться в нем, взяв на борт представителей флоры и фауны. Когда всё было готово, Ной и его семья взошли на ковчег.
"В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Быт. 7:11-12). "И умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (Быт. 7:17-22). Этот сюжет является одним из распространенных в живописи, как имеющий сильный назидательный эффект.
Адам Эльсхаймер, иллюстрируя это событие, создал на своем полотне многофигурную композицию. В правой части показана прибывающая вода, а в ней люди и животные, борющиеся со стихией. На первом плане видна люлька с младенцем, качающаяся на волнах, и женщина из последних сил держащаяся за маленький плот. Эти персонажи картины вызывают сильное чувство сострадания, позволяя почувствовать трагедию падшего человечества. Левая часть картины заполнена идущими людьми, они несут свои вещи, гонят скот, ведут за руку детей в надежде укрыться на оставшихся сухими участках земли. Художник также изобразил несколько человек в безумном отчаянии взбирающихся на дерево. Темное небо в это время прорезают всполохи молний и в их свете вдали виден огромный, как многоэтажное здание корабль, дрейфующий по водам.
История создания
Картина "Великий потоп" написана Адамом Эльсхаймером после 1600 года и относится к римскому периоду творчества художника. К этому времени он познакомился с работами Тициана, Веронезе и Тинторетто и завел дружбу с Рубенсом. На его полотнах пейзаж наполнен особой эмоциональностью, который помогает раскрыться сюжету. Особенно удавались Эльсхаймеру ночные сцены с мягкой контрастностью освещения и тонкостью светотеневых переходов.
Отношение автора к вере
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.
Биография
Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.
Автор текста: Ольга Северинова.