Великий постриг - Нестеров Михаил Васильевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Великий постриг
Великий постриг
Автор: Нестеров Михаил Васильевич
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Великий постриг
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1898 г.

Описание произведения.

Михаил Нестеров написал целую серию картин, героинями которых стали женщины, мятущиеся между поисками мирского счастья, земной любви и стремлением уйти в тишину кельи и молитву. Лучшая глава этого живописного романа – картина «Великий постриг». В ней художнику удалось найти завораживающую лирическую интонацию, удивительный композиционный ритм, созвучный прозрачным звонам церковных колоколов. Мы ощущаем едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг молодая женщина. Пережив любовную драму, девушка отрекается от всего земного и суетного, она ищет истинной радости и тихого счастья в затерянном среди глухих лесов скиту. Впереди идет девушка-послушница со свечой – «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик отмечен нежной красотой молодости и одухотворенной красотой молитвенного состояния. Настроениям людей вторит один из лучших в наследии мастера пейзаж, в хрустальной весенней прозрачности которого есть какая-то особенная очищенность, просветленность.

История создания.


Картина «Великий постриг» является одной из работ задуманного живописцем цикла. Еще, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Нестеров увлекся романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы.

По сюжету романа, мечтательная девушка уходит в монастырь не из-за искренней любви к Богу, но из-за суетных переживаний неразделенных чувств ее пылкого сердца. Итогом такого неосознанного духовного выбора становится трагическая кончина героини в водах реки Волги. Однако Нестеров этого довершающего историю сюжета так и не написал. Остановившись на полной смирения теме «Великого пострига», художник не смог пойти против христианских заповедей и нарушить духовный путь православного человека. Главной темой картины стало отрешение от мирского счастья, но приближение к счастью истинно духовному, заключающемуся в служении Богу.

Одной из характерных черт нестеровского творчества являются его пейзажные фоны, полные тонкой поэзии и созвучия нотам внутренних состояний героев. За работу «Великий постриг» Нестеров получил звание академика.

Отношение автора к вере.

Творчество Михаила Васильевича Нестерова во всей полноте отражает глубинные духовно-религиозные искания своей эпохи. Автор многочисленных полотен и монументальных храмовых росписей (в частности, Марфо-Мариинской обители в Москве), безусловно, был глубоко верующим человеком. Нестеров всю жизнь, с поразительной последовательностью, рисовал монахов, монастырскую жизнь, скиты, схимников, кротких, с глубокой печалью, Христовых невест. За всем этим видится задумчивый человек, не слишком вписанный в суетный мир. Однако в действительности художник был далек от образа кроткого отшельника: «Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура», — писал знаменитый русский искусствовед, критик, художник Александр Бенуа. Сам живописец признавал свой страстный темперамент и так писал о нем в дневниках: «Лишь две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Обе они давали мне жизнь, смысл и вдохновение… Любви горячей, взаимной, пламенной любви к женщине и к искусству я обязан тем, что я есть…». Однако признание пламенной любви к искусству значило для художника признание творческого дара, полученного от Господа. Именно его он и стремился воплотить, обращаясь к образам, наполненным, прежде всего, истинно духовной красотой и небесным светом.

Биография.

Михаил Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе, в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1876—1881 годах занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге, у таких известных художников, как В.Г.Перов и И.Н.Крамской.

В 1885 году Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника. Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 году. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889), «Святая Русь» (1916), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е годы XX века) и других храмах.

Нестеров был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» и одним из членов–учредителей Союза русских художников.

В 1901 году он отправляется на Соловки, где посещает местный монастырь. Поездка вдохновила художника на новые картины, и вообще произвела на него большое впечатление. Михаил Нестеров был патриотически настроенным художником. В 1905 году он вступает в монархическую партию «Союз русского народа». С 1907 года проводились его персональные выставки, которые имели большой успех.

Когда грянула революция, живописцу было 55 лет. Михаил Васильевич был монархистом и революцию отверг. После «русской смуты» он продолжает писать картины, в основном на религиозные темы.

Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова–портретиста. Последние годы жизни он занимался написание портретов. Героями его творчества стали деятели искусства и науки.

Судьба художника непроста. Лишившись жены, он все же смог воспитать дочь. К сожалению, в 1938 году дочь была отправлена в ссылку в Джамбул, а её муж был объявлен врагом народа и расстрелян.

Перед своей смертью Нестеров написал книгу «Давние дни». Эта книга носила характер сборника воспоминаний художника о своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в октябре 1942 года, в Москве.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.





Оставить комментарий