yandex

«Ужин в Эммаусе» - Тинторетто (Якопо Робусти)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Ужин в Эммаусе»
«Ужин в Эммаусе»
Автор: Тинторетто (Якопо Робусти)
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Будапешт
Произведение: «Ужин в Эммаусе»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение, Венецианская школа
Дата создания: 1540-1543 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Эта картина создана знаменитым итальянским художником на основе сюжета, изложенного в Евангелии от Луки: «…И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них…». (Лк.24:28-31).

За столом, застеленным белой скатертью, сидят апостолы и воскресший Спаситель. Ученики Христа ведут оживленную беседу, вспоминая чудесные события, произошедшие по воскресении Господа. На контрасте с фигурой Иисуса их образы кажутся приземленными. Художнику мастерски удается изобразить атмосферу суеты, связанной с приготовлением к трапезе. Здесь и слуги подносят на стол новые блюда, и сами апостолы, кажется, постоянно поворачиваются, меняя своего собеседника. Их позы и жесты изображены художником в динамике.

Очевидно, что ученики еще не узнают своего Учителя. Образ же Христа, напротив, кажется неземным и одухотворенным, Он абсолютно отрешен и отделен от происходящей вокруг суеты. От Его лика исходит мягкое таинственное свечение. Спаситель задумчиво смотрит на хлеб, который собирается благословить. В Стихе 35 главы 6 из Евангелия от Матфея сказано: «… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда…». (Мф. 6:35).Как повествует Писание, после благословения хлеба, символизирующего Тело Господа, ученики узнали в путнике своего воскресшего Учителя.

История создания

Немецкие искусствоведы считают, что данное произведение – одна из первых заказных картин Тинторетто. Вероятнее всего, она явилась той важной работой, глядя на которое, монахи братства святого Марка, решили заказать художнику гигантское полотно «Чудо святого Марка». Однако для кого именно Тинторетто создал «Ужин в Эммаусе», осталось неизвестным. Но в этой картине еще нет такого эффектного использования контрастного света и тени или пространственной композиции, как в более зрелых работах мастера.

Отношение автора к вере

Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто был добрым христианином. Будучи заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. Несмотря на то, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.

Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитве – художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли его современников.

Биография

Якопо Робусти родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, поэтому его сына прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик».

У Якопо рано проявились незаурядные художественные способности, и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, осознав, что этот талантливый юноша может стать для него соперником. По другой версии знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.

Несмотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.

Его становление как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо святого Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.

В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.

Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий