Ужин в Эммаусе - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ужин в Эммаусе
Ужин в Эммаусе
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Прадо, Мадрид
Произведение: Поклонение волхвовУжин в Эммаусе
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, фламандская живопись XVII в.
Дата создания: ок. 1638 г.

Описание произведения

Евангелие от Луки повествует о том, что на третий день после Распятия Христа двое его учеников отправились из Иерусалима в маленький городок неподалёку – Эммаус, обсуждая печальные события прошедших дней. По дороге они встретили незнакомца, которого пригласили разделить с ними вечернюю трапезу. За ужином он благословил хлеб, преломил и подал им, и ученики вдруг признали в нём воскресшего Спасителя: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24:30-31).

Этот эпизод запечатлел Рубенс в полотне «Ужин в Эммаусе». Христос держит хлеб левой рукой, сложив правую руку для благословения и, обращаясь в молитве к Отцу небесному. По другую сторону стола оба ученика изображены в немом изумлении: один снял шляпу в знак приветствия, а другой отпрянул в великом смятении. Стоящий позади них толстый грубоватый хозяин горницы в виде трактирщика с любопытством наблюдает за происходящим.Темная, зеленовато-бурая цветовая гамма оживляется красным плащом Иисуса и ярко-белым пятном скатерти на столе, привлекая внимание к благословению хлеба и связанному с ним таинству Евхаристии. Художник помещает сцену в неосвещенное пространство грандиозного барочного здания со сводами и мощными колоннами, которое широко открывается в пространство, где мы видимпейзаж с облачным небом и тёмно-синим морем на горизонте. На переднем плане Рубенс изобразил жилистые крестьянские ноги путников, грязные от дорожной пыли, отсылая нас, таким образом, к простонародной эстетике религиозных полотен Караваджо. Всё это придаёт картине явный итальянизирующий характер.

История создания

Сюжет о Христе в Эммаусе крайне редко встречался в византийском, средневековом и даже раннеренессансном искусстве. Распространяется он в XVI в., поначалу в Италии, а затем и в других странах. Изображение ужина стало особенно популярным в изобразительном искусстве XVII в., а композиция унифицирована после появления знаменитых полотен Караваджо. В Евангелии не упоминается хозяин синакля, но его часто изображают на картинах, вероятно, для того, чтобы показать персонажа, который единственный не понимает смысла происходящего.

Рубенс в своём полотне также не избежал влияния великого итальянского реалиста. Об этом говорят манера изображения апостолов и глухая цветовая гамма произведения. Как и многие пейзажи 1630-х гг. эта картина, вероятно, была написана художником для себя, так как после смерти Рубенса находилась в его доме. В 1640 г. произведение было приобретено на аукционе распродажи имущества мастера для испанского короля Филиппа IV.

Отношение автора к вере

Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан вхристианской вере. Вера и тонкое понимание человеческой природы сделали из нидерландского художника, по словам Э. Делакруа, настоящего «Гомера живописи».В течение всей своей жизни Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежит никаким сомнениям. По их заказам он создал множествокартин на библейские сюжеты.

Одной из важных миссий художника, которой он отдавал немало сил и времени, была дипломатия. Так, Рубенс участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Он искренне хотел, чтобы прекратилась война, раздиравшая его родину. Где быне оказывался Рубенс,он создавал картины, отражающие христианскую суть человека – доброту и любовь к ближним и Богу. Жизнь самого живописца всегда была наполнена радостью и душевным равновесием, столь необходимыми для изнуряющего творческого труда.

Биография

Рубенс родился в многодетной семье и провел детство в городке Зиген, в Вестфалии. В 1587 г. после смерти отца семья вернулась в Антверпен, где мальчик поступил в латинскую школу. С 1591 г. одарённый и разносторонне образованный Петер Пауль начал изучать живопись. Его довольно посредственные учителя не оказали на будущего художника особого влияния, но уже в 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки, а в 1600 г., благодаря поддержке своей матери, Рубенс отправился в Италию, где продолжил свое образование, изучая античные образцы и творения величайших мастеров Возрождения. В Мантуе он поступает на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге, для которого пишет портреты и копирует знаменитые картины. Тогда же начинается и его блестящая дипломатическая карьера.

Под влиянием живописи академистов развивается его феерическое мастерство композиции, а работы Караваджо увлекают своей трактовкой светотени. В 1609 г., сложившись как художник, Рубенс возвращается во Фландрию, где становится придворным живописцем эрцгерцога Альберта, и вскоре женится на дочери богатого нотариуса – Изабелле Брандт. Уже первые произведения, выполненные в Антверпене, принесли ему большой успех и признание.

Количество заказов настолько огромно, что, начиная с 1615 г., Рубенсом были организованы художественные ателье, где он создавал картины, совместно со своими помощниками-учениками. Некоторые из них (А. ван Дейк, Я. Йорданс) впоследствии сами стали знаменитыми художниками. Картины тщательно дорабатывались мастером, так что «благодаря последнему красочному слою к ним следует относиться, как к творениям его кисти». Почти всю жизнь художник продолжал выполнять различные дипломатические поручения наряду с художественными заказами, которые он принимал от монархов Испании, Франции и Англии.

С 1630 г., преодолевая тоску по умершей Изабелле, мастер женился на красавице Елене Фоурмен, порвал с дипломатией и переехал в загородный замок.Теперь он пишет больше картин для себя, воплощая темы интимного бытия и пейзажа. Рубенс создал многочисленные монументальные полотна, проявляя себя виртуозным мастером барокко, обновив национальную школу живописи и создав уникальный идеал фламандской красоты, прославляющий пышность тела и торжество жизненной силы. Художник ушел из жизни 30 мая 1640 г.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий