yandex

Ужин в Эммаусе - Якопо Бассано (Джакопо да Понте)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ужин в Эммаусе
Ужин в Эммаусе
Автор: Якопо Бассано (Джакопо да Понте)
Местонахождение: Музей Кьеза-Сан-Франческо
Произведение: Ужин в Эммаусе
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1538
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет картины взят из Святого Евангелия от Луки. Двое учеников Христа шли в селение Эммаус и обсуждали распятие. В этот момент к ним присоединился незнакомец, и вместе с ним они продолжили путь. По дороге они предложили ему отужинать. Именно этот момент: ужин двоих учеников с воскресшим Христом изображен на картине Якопо Бассано. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них». (Лк. 24:30–31).

Композиционное решение картины имеет ряд новшеств. Ученики представлены зрителю под необычным для того времени ракурсом – в профиль и спиной. Пространство полотна кажется более глубоким за счет изображения геометрической плитки на полу трактира, и именно благодаря этому взгляд зрителя уходит вглубь картины, его внимание приковывает пейзаж. Бассано в своих работах очень часто обращался к теме пейзажа, с помощью которого он передавал то или иное настроение. Так же и здесь: безмятежная природа, голубизна неба и горы вдалеке подчёркивают радостную весть, что Иисус воскрес навечно, вознесшись в царство Божие. Вторая отличительная черта работ художника – это использование элементов присущих маньеризму, поэтому в работе много символических элементов. Например, кошка, как олицетворение предательства, собака, как знак верности. Образ Христа отличает от остальных фигур едва заметный нимб за головой в виде креста и положение его рук. Левую руку Иисус положил на хлеб, пальцы второй руки сложены в благословенном жесте.

Для картины в целом характерна сдержанная палитра, построенная на оттенках охры, которая оживляется использованием ярких цветов в изображении одежды персонажей. Так, красная рубиновая мантия на одном ученике, ярко-желтая рубашка на втором. Темно-бирюзовые тона одежды обоих сочетаются со светлыми оттенками сине-голубого неба. В картине Бассано гармонично сочетается сложная перспектива с упрощённой иконографией, реализм с яркой декоративностью, эмоциональность со сдержанностью, прозрачность сюжета с обилием деталей, что делает творчество художника таким исключительным и неповторимым.

История создания.

Библейский сюжет под названием «Ужин в Эммаусе» получил широкое распространение именно в эпоху Якопо Бассано. Это один из первых художников, который изобразил его в эпоху Возрождения. Интерес к библейским сюжетам был привит художнику отцом и матерью, так как они были людьми весьма образованными и религиозными.

Отношение автора к вере.

Якопо Бассано можно отнести к тем художникам, для которых вера оказала важную роль в формировании личности и творчества. Родился и воспитывался Якопо в небольшом провинциальном городе Бассано, где свято хранились заветы предков, забытые в крупных городах Италии. Семья художника также чтила древний уклад города. Его отец Франческо да Понте был образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и вопросами духовной жизни. Мать художника была глубоко религиозной женщиной. И, конечно же, это оказало большое влияние на формирование будущего художника.

Биография.

Якопо да Понте, прозванный Бассано (по названию своего родного города), родился около 1500 года, в семье художника Франческо да Понте. Учился живописи в мастерской отца.Совместно с отцом он написал несколько картин в течение пяти лет, а в 1515 году уехал учиться в мастерскую Бонифацио Веронезе в Венецию, где вскоре проявил себя выдающимся и талантливым художником. Важно отметить, что Бассано достаточно быстро занял важное место среди мастеров венецианской живописи позднего Возрождения. Якопо один из немногих мастеров Италии второй половины XVI века, который начал уходить от изображения главных героев по правилам античности и обратился к образу человека своего времени.

В Венеции художник не остался, и в 1540 году, получив из дома известие о смерти отца, вернулся в Бассано. Его искусство этого времени переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными. От изображения отдельных персонажей живописец приходит к устойчивым уравновешенным группам, согласно канонам Высокого Возрождения. Семейная жизнь Якопо тоже претерпевает изменения: обзаводится семьей, и в 1549 году появляется на свет сын Франческо, который продолжит дело отца. С этого момента жизнь художника текла спокойно. В основном он писал работы для городских и окрестных церквей, проводил больше времени в кругу семьи, мастерил интересные предметы для украшения своего дома и сада. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками в его мастерской. В середине 1570–х годов Якопо Бассано решил попробовать себя в новом для себя жанре – в монументальной росписи. Он создал фрески Капеллы дель Розарио, которые являются шедевром искусства XVI века. Несмотря на то, что Бассано работал в небольшом городке, он был одним из самых влиятельных художников середины 50-х годов XVI века и стал основателем династии художников. Все четверо его сыновей Франческо, Джамбатиста, Леандро и Джироламо были живописцами и начинали свою карьеру в мастерской отца. К нему приезжали ученики, и даже Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Якопо Бассано. Это свидетельствует о том, сколь высоко ценили его талант. Живописец не оставлял кисти до самой своей смерти, но в следующее десятилетие работал далеко не так продуктивно.

Умер художник 13 февраля 1592 года, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя. Полотна Якопо Бассано украшают крупнейшие музеи в Париже, Венеции, Флоренции, Милане, Неаполе и других городах.

Составитель текста: Тулабаева Нигина.

Оставить комментарий