Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Услыши Боже глас мой» - духовное сочинение Д.С.Бортнянского для четырехголосного хора. Текст произведения является сложной компиляцией псалмов Давида, объединенных темой тайных сговоров против помазанника и надеждой на помощь Бога. Характер концерта в массе своей скорбный, даже тревожный и лишь в конце появляется уверенность, основанная на вере в заступничестве Бога. Композитор использует попеременно соло высоких(скорбь) и низких низких голосов(тревога), чтобы выразить состояние главного героя, подвергающегося тайным нападкам недоброжелателей, распространяющих клевету. У этого произведения есть два варианта – основания – сам композитор, что менее вероятно, учитывая значение псалма о Царе Давиде или же Император и возникшие вокруг него недоброжелательные настроения, о которых мог знать главный придворный музыкант.
История создания.
Концерт Д.С.Бортнянского «Услыши Боже глас мой» является наиболее интересным в плане исследования личности, которой он был посвящен. Сложная, уникальная компиляция псалмов, «непохожесть» в строении на другие концерты композитора, говорят об уникальности этого сочинения. Д.С.Бортнянский был очевидцем многих исторических событий и в том числе смены власти в Империи – возможно, какие-то аналогии побудили его к написанию произведения. Опала могла коснуться кого-то из его друзей, его самого могли преследовать завистники и клеветники, а возможно он имел в виду движения, направленные против власти Императора.
В наши дни это произведение исполняется наряду с другими концертами Д.С.Бортнянского, а также существует в записи, а его тема расширилась до близкой каждому – обращение к Богу в молитве в дни суровых испытаний.
Отношение автора к вере.
Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург - столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.
Биография.
Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы БальдассареГалуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.
В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором - его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.
Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ейоперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.
В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.
Оноставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.
Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:
«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих... Они учились в России у Бортнянского... Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» -
князь И.М. Долгорукий
«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» -
Гектор Берлиоз
Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.
Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.
Воста́ни, Го́споди, и вонми́ суду́ моему́, Бо́же мо́й и Го́споди мо́й, на прю́ мою́.
О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.