Юный Иоанн Креститель - Джованни делла Роббиа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Юный Иоанн Креститель
Юный Иоанн Креститель
Автор: Джованни делла Роббиа
Местонахождение: Церковь Сан Леонардо, Черетто-Гвиди, Италия
Произведение: рельеф «Юный Иоанн Креститель»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1511 г.
Эпоха: Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Полихромный рельеф из глазурованной терракоты «Юный Иоанн Креститель» был создан выдающимся итальянским мастером кватроченто- Джованни делла Роббиа для украшения церкви Сан Леонардо в местечке Черрето-Гвиди в Тоскане.

Терракотовый рельеф представляет собой библейскую сцену пустынного жительства юного Крестителя. – «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80). На фоне пальмовых рощ изображён мальчик, идущий по узкой тропинке,одетый в шкуры животных и плащ. Пейзаж не похож на пустынный – обитал Иоанн Креститель до своего явления народу Израиля, скорее всего, не в пустыне в привычном понимании этого слова, а в безлюдном месте.

В правой руке святого Иоанна массивный посох с крестом наверху. Мальчик широко шагает, его плащ развевается от быстрой ходьбы. Перед путником течёт неширокий ручеек – возможно, здесь и начинается священная река Иордан. По-детски пухлое лицо Иоанна благообразно и светло, на губах играет лёгкая улыбка. По свидетельствам евангелистов, во время своего многолетнего пустынничества, Предтеча питался акридами и диким мёдом (Ин.1:6; Мф.3:4).

Рельеф имеет богатое цветовое оформление с тонко и подробно выписанным пейзажем, чем напоминает живописное полотно. Образ юного Крестителя проработан мастером в мельчайших деталях, что усиливает эмоциональную компоненту композиции. Картина выполнена художником с большим изяществом, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной. Используя цветовые и пластические эффекты, Джованни делла Роббиа наполняет скульптуру добрыми светлыми чувствами.

История создания

Джованни делла Роббиа продолжает развивать технику майоликовой скульптуры, изобретённую его двоюродным дедом, Лукой делла Роббиа. Пластичной глине придаётся прочное покрытие на основе олова. Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество итальянских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей целостности и яркости веками.

Джованни привносит в технологию изготовления майолики новшества, позволяющие добиваться более широкой цветовой гаммы терракотовых рельефов. Он также отходит от гладкого монохромного фона, отдавая предпочтение узорчатым, пейзажным или архитектурным основам.

Церковь Сан Леонардо в Черрето-Гвиди, соединённая с виллой Медичи, украшена произведениями знаменитых мастеров Возрождения – Гирландайо, Франчабиджо, Джамболонья и других. Терракотовый рельеф «Юный Иоанн Предтеча», созданный Джованни делла Роббиа в 1511 году, оформляет крестильную купель.

Отношение автора к вере

О личной жизни Джованни делла Роббиа известно немного. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Джованни продолжил работу над усовершенствованием техники глазирования терракоты, которую изобрёл его дед, Лука делла Роббиа, что позволило придать скульптурным работам на библейские темы большую выразительность и сохранить их на долгие годы.

За время своего творчества мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богородицы и святых. В своих скульптурных композициях делла Роббиа наделяет библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его новозаветные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные чувства художника.

Самая значительная работа Джованни делла Роббиа, говорящая о его приверженности христианским ценностям, – фриз на фасаде городской больницы (Ospedale del Ceppo) в Пистойе (1514 – 1529) с семью картинами милосердия и добродетели. Шесть рельефов созданы самим скульптором – «Одевание нагих», «Омывание ног паломникам», «Посещение больных», «Посещение узников», «Проводы усопших» и «Кормление голодных», а последний рельеф создан его учениками.

Биография

Джованни делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, продолжатель художественной династии делла Роббиа, мастер техники полихромной глазурованной терракоты.

Джованни родился в 1469 году, в семье выдающегося мастера майолики, Андреа делла Роббиа. Он был братом скульптора Джироламо делла Роббиа и внучатым племянником основателя династии, Луки делла Роббиа. Большую часть творческой жизни Джованни работал помощником отца, впоследствии унаследовав семейную мастерскую. Он первым из делла Роббиа начал подписывать и датировать свои работы, а также придал большее значение полихромной составляющей терракотовой скульптуры. Мастер был знаменитым копировщиком работ не только своего отца и дяди, но и других итальянских скульпторов – Антонио дель Поллайоло, Да Сеттиньяно и Андреа Верроккьо.

Одни из самых известных его работ – фонтан в ризнице флорентийской базилики Санта Мария Новелла (1497), представляющий собой чашу из мрамора в нише с рельефом Мадонны и двух Ангелов на фоне моря и фруктовых деревьев, рельеф «Страшный Суд» в церкви Сан Джироламо в Вольтерре (1501), рельеф «Мадонна с Ангелами и Святыми» в пизанском Кампо-Санто (1520), рельеф «Рождество Христово» в церкви Сан Джироламо во Флоренции (1521) и другие. Джованни пережил своего знаменитого отца только на четыре года – он умер во Флоренции в 1529 году.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий