Юность Моисея - Боттичелли Сандро
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Представляя начало жизненного пути Моисея, художник обратился к эпизодам, описанным в первых главах Книги Исход. Они говорят о событиях, происходивших в Египте во времена юности пророка. Повествование автор начинает справа снизу, изображая Моисея в образе яростного молодого иудея, коротким кривым мечом убивающего египетского надсмотрщика: «…он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх.2:12). В центре фрески мастер помещает куртуазно-романтичную сцену у колодца, окруженного рощей высоких деревьев, когда Моисей, подобно герою рыцарского романа, защищает дочерей Иофора с их овцами от грубости пастухов: «…Тогда встал Моисей и защитил их, и начерпал им воды и напоил овец их» (Исх.2:17). Эта сцена с характерным для эпохи Лоренцо Великолепного и собственного идиллического мировоззрения художника налётом любовной романтики, удалась Боттичелли больше всего, позволив ему написать две удивительно хрупкие и нежные фигурки изящных белокурых женщин.
Далее события развиваются в верхней части фрески, среди живописных тёмно-зелёных холмов. Вот Моисей, пасущий стадо овец, слышит голос Господа, обращающегося е нему из тернового куста, и снимает свою обувь, дабы не осквернить священную землю горы Хорив: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Показанная у левого ближнего края росписи толпа иудеев во главе с Моисеем должна уже означать Исход евреев из земли египетской.
Боттичелли соединил в один ряд разномоментные эпизоды, несколько раз повторяя одни и те же образы, создавая своего рода живописный рассказ, протяжённый во времени. Подобный способ был широко распространён в искусстве Средних веков и ещё продолжал бытовать во времена Кватроченто. Ещё молодой Моисей, с волнистыми чёрными волосами, одетый в ярко-жёлтый длинный хитон и зеленовато-коричневый плащ, показан художником семь раз. Присутствуют здесь и множество других персонажей, которые повинуются причудливому воображению Боттичелли, хотя художник почти буквально следует тексту Священного Писания. Все библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей и архитектуры Древнего Рима.
История создания
В 1473 - 1481 гг. архитектор Дж. де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV выстроил в Ватикане, на месте руин Палатинской капеллы XIII в., так называемую Сикстинскую капеллу (она получила своё название по имени понтифика). Предназначенная для самых торжественных богослужений и заседаний конклава, она служила также и бастионом дворца: над её потолком размещались казармы и арсенал. Прямоугольное в плане помещение в 1481 - 1483 гг. было расписано приглашенными специально для этого художниками из Тосканы и Умбрии, среди которых находился и С. Боттичелли. Для молодого мастера это был очень престижный и выгодный заказ, тем более, что папа именно его назначил руководителем всех живописных работ.
В верхнем ярусе, на высоте 6 метров, стены капеллы опоясывают два цикла росписей на темы из жизни Христа и Моисея. Первоначально было сделано 16 фресок (до нашего времени сохранилось 12), которые содержат около сотни фигур. Три из них создал Боттичелли. Это «Юность Моисея», «Наказание восставших левитов» и «Искушение Христа», однако не во всех сценах художнику удалось выразить свойственную его стилю линейную экспрессию. Временами целое распадается на части, не достигая связи между повествованием и формой – сказалась непривычная для молодого художника работа над фрагментами столь большого масштаба.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Владимировна.