Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В одноименной книге Ветхого Завета рассказывается, как еврейская вдова Юдифь, укрепляемая помощью свыше, спасла своих соплеменников, убив ассирийского вождя Олоферна. Предупредив старейшин о своем плане, Юдифь в сопровождении служанки отправилась во вражеский стан. Представившись пророчицей Всевышнего, она обещала назвать день, когда Бог предаст иудеев в руки ассирийцев. На четвертый день пребывания во вражеском стане, она была приглашена в шатер военачальника на пир. Когда тот напился, и их оставили одних, Юдифь взяв меч, отрубила голову Олоферну и, положив ее в мешок, вернулась в город. Утром, найдя своего вождя убитым, ассирийцы впали в панику и были легко побеждены войском иудеев.
На картине Адама Эльсхаймера действие сюжета разворачивается в роскошном шатре. Автор так описывает его убранство: "Олоферн отдыхал на своей постели за занавесом, украшенным пурпуром, золотом, изумрудом и драгоценными камнями. Когда ему доложили о ней, он вышел в переднее отделение шатра, и перед ним несли серебряные лампады" (Иудифь 10: 21-22). Над входом художник показал роскошный фриз с изображением леопарда. Изящные сосуды с вином и фруктами на столе подчеркивают богатство хозяина. Предмет, стоящий у стола трудно идентифицировать в его нынешнем состоянии, предположительно это часть доспехов или щит.
Юдифь показана молодой хрупкой женщиной решительно занесшей оружие для повторного удара. Левой рукой она держит противника за волосы. "И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову" (Иудифь. 13:8). Изо рта и раны на шее Олоферна льется кровь. Его глаза выпучены, а конечности скрючены от болезненной попытки защититься, но напрасно, могучий мужчина предан Господом в руки хрупкой женщины. Полог на входе откинут и в образовавшуюся щель выглядывает голова служанки. В картине присутствуют два искусственных источника света, свеча у кровати и свеча на столе с кушаньем, которая вынесена за край картины.
История создания
Картина "Юдифь убивает Олоферна" написана Адамом Эльсхаймером в 1603 году. Считается, что это первое изображение художником внутренней сцены с использованием искусственного света. Насилие и драматизм события усиливаются сильно локализованным мерцающим светом свечей и контрастируют с домашним уютом интерьера.
Произведение поступило в собрание из Музея Виктории и Альберта в 2004 году.
Отношение автора к вере
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.
Биография
Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.
Автор текста: Ольга Северинова.