Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день. И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна» (Иуд.13:6-9).
В центре полотна изображена Юдифь как пример мужества, стойкости и героизма. В традициях барокко Юдифь одета в богатые одежды современниц художницы. Чёрное покрывало на голове повествует, что перед нами вдова, а многочисленные и изысканные украшения говорят о её богатстве и знатности. Но особое внимание притягивает одухотворенное лицо героини. В нем нет кровожадности, хотя её левая рука сжимает волосы на отрубленной голове, а также нет горделивого превосходства над подверженным сильным противником.
Нетрадиционно в этом произведение положение головы Олоферна на подносе. Это не соответствует библейскому повествованию и довольно редко встречается на живописных полотнах, но оправдывается композиционно.
История создания
Книга Иудифь относится к неканоническим книгам Ветхого завета и состоит из шестнадцати глав, в которых повествуется о спасении Израиля от нашествия ассирийских войск. Иудифь - молодая, богатая и красивая вдова из Ветилуе была уважаема согражданами за праведную жизнь и веру. Когда ассирийская армия под предводительством Олоферна осадила Ветилуе, Иудифь со своей служанкой пробралась во вражеский стан. Дав Олоферну ложные сведения о ситуации в осажденном городе, Иудифь снискала его расположение. Дождавшись момента, Юдифь отрубила ему голову и отнесла в родной город. А израильтяне, воодушевленные храбростью Иудифи и помощью Божьей, прогнали ассирийцев от стен своего города.
Картина Феде Галиции «Юдифь с головой Олоферна» одна из немногочисленных картин художницы на библейские сюжеты, дошедшая до наших дней. Тема была чрезвычайна популярна в искусстве этого периода, и почти все выдающиеся мастера написали полотна, раскрывающие этот библейский сюжет. Искусствоведы считают, что в образе Юдифи художница изобразила саму себя.
В настоящее время картина находится в музее изобразительных искусств Ринглинг в Сарасоте, штат Флорида. В 1601 году художница написала копию полотна, которая находится в частной коллекции.
Отношение автора к вере
"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". (Евр.11:1). Это утверждение апостола Павла хорошо иллюстрируется картиной Феде Галиции «Юдифь с головой Олоферна». У изображенной героини удивительно прекрасное одухотворенное лицо и просветленный взгляд, сочетающие одновременно в себе волю и мужество. Её вера в Божье обетование была вознаграждена освобождением. Считается, что в образе Юдифи выступает сама художница, что символично и не случайно, потому что имя Феде в переводе с итальянского означает "вера". Образ главной героини представляется прожитым и прочувствованным своей создательницей.
Всю свою жизнь Галиция была уверена в своём призвании и предназначении. Уверенность помогла ей освоить ранее не популярный жанр натюрморта и увлечь им своих коллег, заложить основы барочного натюрморта. Талант Феде был оценён и востребован Католической церковью, в её послужном списке ряд написанных алтарей для миланских храмов. Её художественную карьеру можно считать успешной: работы имели спрос и высоко ценились заказчиками.
Биография
Феде Галиция была дочерью художника-миниатюриста Нунцио Галиция, переехавшего из Тренто в Милан и творившего в 1573-95 годах. Биографы определяют годом рождения Феде 1574 г. или 1578 год.
Талант девочки проявился очень рано, о работах двенадцатилетней Галиции упоминает ее земляк и друг ее отца, художник и теоретик искусства, представитель миланского маньеризма Джованни Паоло Ломаццо (1538—1592): "Его дочь прекрасно копирует самые сложные произведения искусства".
К 1596 году Феде была уже известна в Милане портретами современников и религиозными картинами. Стиль ее портретов продолжает натуралистические традиции Ренессанса в Италии, продемонстрированной работами таких художников, как Моретто да Брешиа, Джованни Баттиста Морони и Лоренцо Лотто. Художественные навыки рисования Феде проявляются уже в ее портрете Паоло Мориджи, миланского ученого иезуита, историка и поэта, а также ее покровителя и почитателя.
Она получила несколько заказов от миланской церкви и исполнила ряд алтарных росписей в храмах Милана. Одна из них – «Noli me tangere» («Не прикасайся ко Мне», 1616) она сделала для церкви Святого Стефана.
Натюрморты являются наиболее важной частью творчества художницы, именно благодаря им Галиция оставила свой след в истории искусства. Из 63 сохранившихся картин, принадлежащих кисти художницы, 44 являются натюрмортами. Этот жанр был непопулярен в Италии, пальму первенства в нем принадлежала голландцам. Произведениям Феде характерны сбалансированность деталей, чувство пространства, ее композиции не переполнены, как часто происходило у голландцев.
Живопись самой Феде Галиции сложилась под воздействием ломбардского маньеризма и испытала влияние Караваджо. Её творчество, в свою очередь, легло в основу жанра барочного натюрморта. Она вдохновила заниматься натюрмортами своего коллегу Панфило Нуволоне.
Феде никогда не выходила замуж, но жила счастливой жизнью, сделав успешную художественную карьеру. В 1630 году, в возрасте 52 лет, Феде Галиция умерла от чумы, посетившей в то время Милан.
Автор текста: Ольга Северинова