Трубящие Ангелы - Гауди Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Трубящие Ангелы
Трубящие Ангелы
Автор: Гауди Антонио
Местонахождение: Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), Барселона, Испания
Произведение: Скульптура «Трубящие Ангелы»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1882 – 1926 гг.
Эпоха: Реализм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Скульптуры «Трубящие Ангелы» были созданы великим испанским скульптором и архитектором Антонио Гауди для украшения главного портала знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне. Они находятся слева и справа от портала Милосердия фасада Рождества Христова.

Библейская сцена явления многочисленного воинства небесного, предвосхищающая рождение Богомладенца, представлена на портале Милосердия по обе стороны луча Рождественской звезды, над Святым Семейством. По преданию, с ангелом, благовествовавшим пастухам о скором приходе Мессии, явились и другие Силы Бесплотные:«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13–14). Ближе к лучу звезды расположены фигурки играющих ангелов-детей, по краям композиции изображены ангелы-музыканты постарше, с различными инструментами в руках. Над скульптурной группой находится голубой витраж, символизирующий небеса.

Среди многочисленных фигур воинства небесного, трубящие ангелы выделены в отдельные группы и размещены в простенках между главным порталом Милосердия и боковыми порталами Веры и Надежды. Они, вероятно, символизируют наивысшую степень торжества Небесных Сил о Рождении Христа Спасителя. Эта ангельская музыка, навечно застывшая в камне, всегда будет литься со стен Саграда Фамилия, славя Господа.

Все фигуры новозаветной сцены гармонично объединены в композицию, насыщенную динамически и эмоционально. В светлых, возвышенных образах ангелов Гауди, со свойственной ему правдивостью и точностью, передал и Высший промысел Господень, и его воплощение в этом мире.

История создания

Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.

Фасад Рождества, большую часть которого создал ещё Гауди, имеет три портала, названных в честь христианских добродетелей – Веры, Надежды и Милосердия, и украшенных скульптурами, представляющими земную жизнь Христа. Над порталом Надежды (слева) представлены сцены «Обручения Марии и Иосифа», «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев», а его свод изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Портал Веры (справа) содержит скульптурные композиции: «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий плотником».

Над центральным входом, порталом Милосердия, под рождественской звездой помещены скульптурные группы «Рождество Христово», «Поклонение Волхвов» и «Поклонение пастухов», над ними – фигуры ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены «Благовещения», «Венчания Святой Девы» и другие. Навершием портала служит кипарисовое дерево в окружении птиц, символизирующее Церковь и её паству.

Скульптуры для фасадов храма, в целях максимальной достоверности передачи образов, создавались Гауди на основе гипсовых слепков. Для получения слепков животных в основном использовались мёртвая натура. Интересно, что для сцены «Бегство в Египет» был взят живой ослик, которого пришлось обрить и подвесить в воздухе. Животное находилось в состоянии шока и в течение всего процесса гипсования оставалось неподвижным, так что работа была выполнена быстро и без проблем.

Подбирая модель для библейского персонажа, Антонио Гауди стремился к тому, чтобы характер натурщика соответствовали качествам и характеристикам персонажа – это помогало достичь желаемой правдивости образа. Тонкой кисточкой гипс накладывался на лицо, в последнюю очередь – на нос и губы. Спустя одну минуту слепок приподнимался за края и осторожно отделялся от лица модели.

Работа над любой скульптурой для Гауди начиналась с проволочного скелета, которому он стремился придать «живую» форму. – «А всё остальное, кроме скелета – всего лишь детали, которые с расстоянием исчезают».

Отношение автора к вере

О личной жизни Антонио Гауди известны только некоторые факты – он рано осиротел, потеряв в детстве почти всю семью, воспитывал племянницу, дочь умершей сестры. Мастер так никогда и не женился – любимая женщина не ответила ему взаимностью, после чего он полностью ушёл в работу и стал ревностным католиком.

Вопреки расхожему мнению о его нелюдимости, близкие свидетельствовали, что Антонио был верным другом, вежливым и приятным в общении человеком. В молодости Гауди был щёголем, модно одевался, имел безупречный внешний вид. Он был гурманом, посещал театр и оперу, имел собственный экипаж. Однако в зрелом возрасте скульптор перестал так тщательно относиться к своей внешности, одевался скорее неопрятно и питался очень скромно. На улице его частенько принимали за нищего.

Об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. Гауди выполнил множество значимых скульптурных композиций, в том числе, и на библейскую тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление Искупительного храма Святого Семейства в Барселоне. Скульптуры мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, очевидно, выражают его истинные религиозные чувства. В своих работах Гауди с помощью пластических выразительных средств сумел передать любовь Господа к падшему человечеству.

Очередной поход в церковь, прихожанином которой он был, закончился для Антонио Гауди трагически – весьма пожилого, рассеянного скульптора сбил трамвай, а извозчики отказывались везти до больницы нищего, неопрятного старика. Великий сын Испании закончил свои дни в лечебнице для бездомных… В страданиях и смирении.

Биография

Антонио Гауди и Корнет родился 25 июня 1852 года в окрестностях небольшого городка Реус в Каталонии. Он был пятым младшим ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди и Серра. В семидесятых годах XIX века Антонио переехал в Барселону, где пять лет посещал подготовительные курсы Провинциальной школы архитектуры, затем учился там, подрабатывая при этом чертёжником у архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра.

В 1878 году он оканчивает Архитектурную школу и начинает выполнять мелкие скульптурные и проектные работы, участвуя во всевозможных конкурсах. В том же году на Всемирной выставке в Париже Гауди представил свою работу – галантерейную витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Эта работа молодого мастера впечатлила знаменитого каталонского промышленника Эусеби Гуэля, который впоследствии стал его другом и основным заказчиком.

В своём творчестве Антонио Гауди какое-то время подражает мастерам неоготического стиля, представителем которого, в том числе, был и знаменитый французский архитектор Виолле ле Дюк. Девиз «Декоративность – начало архитектуры» абсолютно соответствовал мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становился всё более уникальным. В свой ранний период зодчества он строит богато декорированные Дом Висенс и Дом Кальвет в Барселоне и причудливый Эль-Каприччо в Комильясе, несколько позже – неоготические Епископский дворец в Асторга и Дом Ботинес в Леоне.

Решающей в судьбе Антонио стала встреча с Эусеби Гуэлем – текстильным магнатом и богатейшим человеком Каталонии. Гауди получил то, о чём мечтает каждый художник – свободу самовыражения и достаточные средства на её осуществление. Он выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо), фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля в Барселоне. Гауди выходит за пределы эклектизма XIX столетия, навсегда перемещаясь в собственный мир сферических поверхностей. Он перестаёт быть безымянным строителем и становится самым модным архитектором в Барселоне, строя дома один необычнее другого – например, Дом Бальо (1906) и Дом Мила (1910).

Самой знаменитой, поглотившей его работой, несомненно, становится Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), строящийся исключительно на частные пожертвования с 1882 года, и до сих пор не законченный.

7 июня 1926 года, будучи уже в весьма преклонных годах, Антонио Гауди вышел из дома, отправившись на службу в церковь Сант Фелип Нери. На одной из улиц рассеянный пешеход был сбит трамваем и потерял сознание. Таксисты отказывались везти в больницу жалкого старика без денег и документов… Спустя продолжительное время, ему всё-таки оказали первую медицинскую помощь – в лечебнице для бедных. На следующий день его нашёл там служитель храма Саграда Фамилия, но было уже поздно – состояние 73-летнего Антонио Гауди ухудшилось настолько, что даже лучшее лечение не могло ему помочь. Великий скульптор скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в крипте своего детища, так и недостроенного им храма Святого Семейства.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий