Товия и ангел - Эльсхаймер Адам

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Товия и ангел
Товия и ангел
Автор: Эльсхаймер Адам
Местонахождение: Петворт-хаус, Петворт, Восточный Сассекс, Англия
Произведение: Товия и ангел
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1605 год

Описание произведения

Картина Адама Эльсхаймера иллюстрирует эпизод из Книги Товита, в статусе неканонического произведения входящей в состав Ветхого Завета. В книге рассказывается о событиях времен Вавилонского пленения. Главные герои - это ослепший праведник из колена Неффалимова Товит и его сын Товия. Испытывая нужду, Товит вспомнил о Гаваиле из Раг Мидийских, которому отдал на хранение десять талантов серебра. Отправляя за серебром своего сына Товию, отец наказал ему найти надёжного спутника, каким по повелению Божию стал ангел Рафаил, принявший человеческий облик с именем Азария.
На картине Эльсхаймера показан ангел, ведущий за руку своего спутника. Чтобы подчеркнуть величие посланника Божьего, художник сделал его в два раза превышающим рост идущего рядом юноши, так, что ангелу Рафаилу пришлось согнуться, чтобы взять за руку Товия. За спиной у вестника два белых крыла, а его одежда красного цвета символически обозначает пламенное служение Богу. На плече Рафаил несёт посох, а с боку походную сумку.
Чтобы подчеркнуть духовное младенчество и незначительность человека, художник показал Товия не просто меньшего роста, но и с внешностью ребенка. Жёлто-золотистый цвет одежды, в которую облачен юноша, означает в живописи славу Божию, в данном случае как милость явленную праведнику и его потомству. В руке Товия несёт посох и пойманную рыбу, печенью и желчью которой он, по совету ангела, изгонит злого духа от своей суженной и исцелит отца от бельм на глазах. Действие сюжета живописец поместил в прекрасный пейзаж с высоким водопадом, спокойной речной гладью, цветущими растениями и раскидистыми деревьями, настраивающий зрителя на благополучное завершение истории.

История создания

Картина "Товия и ангел" написана Адамом Эльсхаймером в 1605 году и принадлежит римскому периоду творчества художника. Произведение входит в набор из восьми небольших религиозных сцен размером 9 на 7 см, изображающих кроме Товия и Ангела, Иоанна Евангелиста, святого Иоанна Крестителя, святого апостола Петра, святого апостола Павла, святого Фому Аквинского, Богородицу и святую Анну, святого Иосифа и младенца Христа.

Отношение автора к вере

"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.

Биография

Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий