Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Святому Иосифу Обручнику, который был потомком царя Давида, было доверено заботиться и оберегать в земной жизни Деву Марию и воплотившегося Господа Иисуса Христа. Евангельский текст создает образ человека, живущего праведно и соблюдающего Закон Моисеев (Лк. 2:41-42). Иосиф Обручник - преданный Богу человек, которого слушается Сам Иисус. Из Евангелий известно, что праведный Иосиф был плотником (Мф. 13:55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк. 6:3). Первые изображения Иосифа Обручника найдены на рельефах саркофагов IV века. Образ его включает в себя густые короткие волосы и бороду; он может быть представлен как в длинном одеянии, так и в короткой тунике, стоящим рядом с Богоматерью. В раннехристианском, византийском и древнерусском искусстве Иосифа Обручника изображали на сюжетах, посвященных \"Рождеству Христову\", предшествовавшими ему или случившимися вскоре. На полотне Мурильо предположительно изображена сцена, на которой члены Святого Семейства направляются в Иерусалим: « Иосифу Обручнику, который был потомком царя Давида, было доверено заботиться и оберегать в земной жизни Деву Марию и воплотившегося Господа Иисуса Христа. Евангельский текст создает образ человека, живущего праведно и соблюдающего Закон Моисеев (Лк. 2:41-42). Иосиф Обручник - преданный Богу человек, которого слушается Сам Иисус. Из Евангелий известно, что праведный Иосиф был плотником (Мф. 13:55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк. 6:3). Первые изображения Иосифа Обручника найдены на рельефах саркофагов IV века. Образ его включает в себя густые короткие волосы и бороду; он может быть представлен как в длинном одеянии, так и в короткой тунике, стоящим рядом с Богоматерью. В раннехристианском, византийском и древнерусском искусстве Иосифа Обручника изображали на сюжетах, посвященных \"Рождеству Христову\", предшествовавшими ему или случившимися вскоре. На полотне Мурильо предположительно изображена сцена, на которой члены Святого Семейства направляются в Иерусалим: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк.2:41-420. Эстебан Мурильо, сам бывший главой большого и счастливого семейства, на своей картине показал образ Иосифа, как заботливого, нежного и мудрого отца; того, кто помогал Иисусу делать первые шаги, давал первые знания, знакомил с окружающим миром и передал навыки плотницкого дела. В левой руке Иосиф держит расцветший жезл, символизирующего его нравственную чистоту и говорящий о том, что Сам Бог избрал его стать главой Святого Семейства. Правой рукой Иосиф придерживает за руку Младенца Христа, Который с доверием смотрит на него снизу вверх. Сверху за идущими Иосифом и Иисусом с умилением наблюдают два ангела. Всё действие происходит на фоне равнинного пейзажа, где в отдалении видны городские строения.
История создания
Картина \"Святой Иосиф, ведущий за руку младенца Христа\" написана Эстебаном Мурильо в 1670-х годах. К этому времени художник пережил пик славы, когда он возглавлял Севильскую Академию живописи и был приглашен стать придворным художником. Смерть старшей дочери и жены стала толчком к переосмыслению жизненных идеалов и творчества, художник переехал из особняка в небольшую пристройку при монастырском госпитале Ла Каридад, где жил и работал до своей кончины. Его персонажи приобрели глубину и естественную легкость, их образы эмоционально достоверны и выразительны. На официальном сайте музея указано, что картина приобретена из собрания Уильяма Кузвельта в Амстердаме в 1814 году.
Отношение автора к вере
Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой. По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом. Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном. Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города. Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: \"В чем застану в том и сужу\".
Биография
Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами. Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке. Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым. Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.
В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы и художник тяжело переживал эту потерю. В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка. Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался. Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.
Автор текста: Ольга Северинова.