Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Тот, кто хотя бы однажды побывал в Толгском монастыре, всегда будет хранить в душе это святое место. И в любой момент, пусть и в своём воображении, сможет туда вернуться. Пройти по живописным монастырским дорожкам, зайти в старинные храмы, помолиться у святынь. Спуститься к Волге, подышать чистейшим воздухом кедровой рощи. Здесь, в этом намоленном веками месте, чувствуется близость неба. Ведь не зря его называют «Уделом Богородицы».
Монастырь расположен поблизости от старинного русского города Ярославля, в месте впадения в Волгу речки Толги (Тогоболки). Замечателен и гармоничен весь его белокаменный архитектурный ансамбль. Массивные стены с высокими башнями, обилие церковных куполов, как бы излучающих свет, возвышающаяся над обителью монументальная колокольня, сразу притягивают взгляд. И не отпускают.
Свято-Введенская обитель была основана в 1314 году, в том месте, где ростовскому епископу Трифону явилась чудотворная икона Божией Матери. «Явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Здесь решено было возвести деревянный храм, строительство которого, чудесным образом, завершилось за один день. Епископ Трифон, освятил церковь во имя Введения Богоматери во храм (Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo, церк.-слав. Вхо́дъ во хра́мъ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы, и҆ приснодв҃ы мр҃і́и) — христианский праздник, основанный на апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая святых. Дева Мария жила при храме до 12 лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником...) и поместил туда икону. И чудотворная икона, и её обитель стали называться по этому месту - Толгскими.
Свято-Введенская Толгская обитель, за более чем семь веков своего существования, пережила, вместе с Россией, многое – и процветание, и разорение, и долгие годы забвения во времена богоборчества. Но и первая в новейшей истории России женская обитель, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом 7 декабря 1987 года, была учреждена именно здесь.
Во время возвращения её Церкви, обитель была практически в разорённом состоянии. Храмы – на грани аварийности, настенные росписи почти утрачены, разграблены иконостасы. Но, с помощью Божией, и трудами сестёр, она постепенно возрождалась. 26 мая 1988 года обитель приняла мощи великого духовного подвижника XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова). 29 июля 1988 года, в Спасской церкви, которая была вновь освящена, впервые отслужили Божественную литургию. А 25 сентября 1988 года, благочинная монахиня обители Варвара (Третьяк) была возведена в сан Игумении Архиепископом Ярославским и Ростовским. В том, что, за относительно короткое время, отреставрированы храмы, построена котельная, проведены необходимые коммуникации, устроены столярные и иконописные мастерские, возведены административные и сестринские корпуса, налажены хозяйственные службы – её огромная заслуга. В наши дни Толгская обитель отличается своим благоустройством и благосостоянием.
Сейчас в обители службы совершаются в пяти храмах и часовне.
Введенский собор (1681–1683). Двухпрестольный, освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он единственный, в котором сохранилась настенная живопись конца XVII. Храм холодный, богослужения здесь совершаются только в летнее время.
Крестовоздвиженский храм (1625). Самый древний в обители, двухпрестольный. В западной части устроена Одностолпная палата с главной святыней обители — Толгской иконой Божией Матери. Храм тёплый, богослужения здесь совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая (1672). Престол один. Богослужения в храме совершаются по четвергам.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (конец XVII — начало XVIII веков). Престол один. Здесь круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Храм в честь святой великомученицы Варвары (2006). Возведён в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Престол один — в честь небесной покровительницы игумении монастыря.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (1893). Построена на месте убиения польскими захватчиками 46 иноков обители. Ежегодно, в день убиения иноков, 31 мая, совершается панихида. Часовню также называют Красной.
История создания.
В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр вверенной ему Ростовской епархии и возвращаясь домой по Волге, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка внезапно проснулся и увидел необыкновенный свет, исходящий с другого берега, и нерукотворный светящийся мост. Перейдя по мосту, он увидел, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Святитель долго молился перед иконой, и по тому же мосту возвратился назад. Утром служители хватились его посоха, преосвященный повелел плыть за ним через Волгу. Здесь они и обрели икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.
Епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. «И текоша все многое множество людей на оное место ко епископу... и способствовали творимому делу». Строители первыми испытали на себе чудотворную силу иконы: «и многие исцеления были тогда различными недуги одержимым». Обитель стала называться Толгской - по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни. На сегодняшний день известно более ста иноческих списков чудес, явленных этой иконой.
Толгский монастырь можно отнести к тем немногим древнерусским обителям, которые были выстроены «без предварительного злата и серебра, с одною только верою и упованием на помощь Божию». Первым событием, которое отражено в истории обители, явился опустошительный пожар, спустя несколько десятилетий после её основания. Обитель, с уцелевшей и вновь чудесно обретённой, в дубраве рядом с пепелищем, иконой, не прекратила своего существования, а была восстановлена благодаря помощи благотворителей. 16 сентября 1392 года произошло чудо мироточения иконы. «Однажды, во время совершения братиею утрени, внезапно от иконы Божией Матери из руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес, оно имело благодатную силу врачевать различные недуги».
Толгский монастырь постепенно становится владельцем многих, дарованных ему, земельных угодий. Однако в середине XV века Ярославское княжество было разделено наследниками на мелкие уделы. Толгский монастырь, оказавшийся в вотчине «окупных князьков» Засекиных, вынужден был платить им дань. Власти монастыря «безчестья не могли стерпети» и обратились к великому князю Василию Темному, который взял обитель под свое покровительство. В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни, царь Иван Грозный. Он совершал паломничество в северные земли: «ездил в Кирилов монастырь, и бе в то время болен ногама, и ехаша из Кирилова в судех по реке по Волге, и приехаша ко Пречистой Богородице в дом к чудотворному образу, и моляше Пречистой Богородице с желанием исцеле от болезни своея и бысть здрав, и поиде в путь свой радуюся». Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь немалу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало». С того времени Толгская обитель становится лично известной царственным лицам, которые время от времени посещают ее святыни.
В Смутное время, 18 мая 1609 года, отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков были перебиты. В 1893 году над местом их захоронения была сооружена часовня по проекту архитектора Н.И. Поздеева. В дни празднования 600-летия Толгского монастыря, в 1914 году ее торжественно освятили как храм-часовню. В смутные дни польского нашествия икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря. По преданиям, в 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошло моровое поветрие. Тогда с иконой Толгской Богоматери совершился первый в Ярославле чрезвычайный крестный ход, после которого болезнь отступила.
28 июня 1863 года Толгский монастырь почтил визитом Николай II. После осмотра церкви и ризницы, он посетил кедровый сад. Прогулка по кедровой роще так понравилась Его Высочеству, что он воскликнул: «Я здесь ожил!».
В 1914 году обитель отмечала свой 600-летний юбилей. Приготавливаясь к такому славному событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович) с благословения и указания Архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий. В 1913 году им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой, за счет монастыря и благотворителей, обучалось до двадцати пяти учеников. Но юбилейными торжествами руководил уже архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. В это время при Толгском монастыре был учрежден лазарет для раненых.
Сведения о жизни обители после 1917 года крайне скудны. В октябре 1918 года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение о том, что его насельники приняли это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное и бесплатное пользование на определенных условиях. В 1923 году немало сестёр переселилось сюда из Казанского девичьего монастыря, в котором местные власти решили открыть дом крестьянина. Все монахини которого, числом до 300 человек, были выселены без предоставления какого-либо помещения. Приют им предоставил Толгский монастырь, хотя он и был тогда мужским. Монастырь продолжал жить в таких условиях до 1928 года, а в 1929 году с его звонницы были сброшены колокола.
В начале 30-х годов советское правительство решило построить на Волге, у села Воздвиженское, гидроэлектростанцию. Плотина должна была быть возведена в окрестностях Толгского монастыря. Он был полностью выселен, а здания обители отданы для организации здесь управления строительством. Для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней, в небольшой кирпичной постройке установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту и по трубе сливалась в бетонную емкость, которая находилась под полами собора. Однако исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в город Рыбинск.
«Волгострой» перебрался на новое место и монастырь превратился в жилье для обычных горожан. 1936 – 1937 годах здесь была размещена детская колония НКВД, а в 1960-х годах рядом с монастырем построили исправительную колонию для малолетних преступников. Жившие на территории обители горожане, окончательно были выселены отсюда только в 1986 году.
В 1987 году монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и стал женским. В 2003 году обители была возвращена и главная её Святыня – икона Толгской Божией матери.
Составитель текста: Марина Румянцева.