Св. Георгий Победоносец и змей - Кандинский Василий

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Св. Георгий Победоносец и змей
Св. Георгий Победоносец и змей
Автор: Кандинский Василий
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Св. Георгий Победоносец и змей
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Авангард
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет картины “Св. Георгий и змей” восходит к древнему иконописному изводу “Чуда Георгия о Змие”; художник вольно трактует древний сюжет современным живописным языком, но духовная часть произведения - триумф Добра над Злом остается у Кандинского неизменной. В центре картины изображен Св. Георгий (1 Цар.2:9; 1 Кор.12:28) на коне с копьем, скачущим навстречу выглядывающего из пещеры Змея. Справа под деревом стоит царевна, которую принесли в жертву Змею, на заднем плане виднеется город со стенами и церквями. Художник, следуя древним иконописным традициям, построил свой рисунок без учета линейной перспективы, связывая современный сюжет с первообразом. Здесь задний план довлеет над передним, нет цветовой доминанты, колористическая гамма спокойна, не считая красных зловещих всполохов на небе, напоминающих нам о необходимости трезвения и бдительности. Нет агрессии в поведении Змея, он с удивлением выглядывает из своей пещеры, царевна как бы демонстративно отвернулась от зрелища предстоящего боя, только Св. Георгий экспрессивно скачет с копьем наперевес навстречу дракону, и мы знаем, что борьба закончится победой святого. На этом полотне происходит материально-фигуративная встреча Добра и Зла, противостояние Всадника и Змея, и эта связка Всадника-победителя и Змея проходит через все творчество художника, постепенно трансоформируясь на абстрактных полотнах Кандинского всего лишь до одной изогнутой линии, символизирующей эту победу.

История создания.

Картина “Св. Георгий Победоносец и змей” была написана Кандинским в московский период его творчества, когда, вернувшись из Мюнхена в Москву в 1914 г. он начинает активно писать, выставляться, занимается педагогической деятельностью вплоть до 1921 г. В это время Кандинский пишет как абстрактные, так и фигуративные произведения. Картина “Св. Георгий и змей”, относящаяся к фигуративной живописи этого периода, отсылает зрителя к традициям русского лубка, примитивной народной религиозной и бытийной живописи, в то время очень популярной среди художников авангарда, черпающих вдохновение в народном примитивизме, с которым художник впервые познакомился в этнографической экспедиции по Вологодчине. Впечатление от увиденного им убранства русских изб заставляет его пересмотреть свое отношение к восприятию цвета. На картинахКандинского появляются чистые, яркие цветовые пятна, художник изучает ассоциативные действия цвета, линии и композиции.

Отношение автора к вере.

Творческая судьба Василия Кандинского была теснейшим образом переплетена с его духовными поисками. Ради посвящения себя искусству будущий авангардист принял решение оставить успешную карьеру юриста. В этом радикальном поступке проявляется пример распространенного мироощущения среди русской интеллигенции начала XX века, полного растерянности от рушащегося на глазах привычного мира. Василий Кандинский, несмотря на то, что родился в состоятельной интеллигентной семье, в которой, очевидно, прививались традиционные христианские ценности, не избежал утраты ключевых основ русской жизни, построенных на духовной неразрывности с христианскими корнями и с предыдущими поколениями. В своей жизни и творчестве художник пытался судорожно найти замену изгнанному Богу в неизведанных еще зонах сознания. В итоге поиск новых путей в искусстве заменил ему столь недостающее религиозное переживание. Закономерно, что труд Кандинского «О духовном в искусстве» в целом представляет собой попытку найти связь между миром духовным и видимой живописной изобразительностью.

Подобные исследования, безусловно, свидетельствуют о том, что душа художника стремилась найти духовные опоры. Однако, будучи подверженным опасным веяниям эпохи, на место истинного Бога художник поставил абстрактное «прекрасное». На последних страницах комментариев к своей работе Кандинский вполне закономерно признается в своей абсолютной верности теософскому катехизису, называя его «рукой, указывающей и несущей помощь». Кандинский так сформулировал одну из основных его истин: «В те времена, когда религия, наука и мораль (последняя сильной рукой Ницше) потрясены и когда внешние опоры грозят рухнуть, человек отвращает свой взор от внешнего и обращает его внутрь себя».

Биография.

Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря 1866 г. в Москве в семье успешного коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского. Когда мальчику исполнилось 5 лет семья переехала в Одессу, где Василий закончил гимназию, а также частную школу по классу живописи и музыки. С 1885-1893 Кандинский учится в Московском университете на юридическом факультете, после окончания университета женится на своей двоюродной сестре и занимается преподавательской деятельностью. Переломным для художника стал 1896г., к этому времени, по воспоминаниям самого Кандинского, он понял, что не имеет ни любви, ни веры в науку и больше не может заниматься юриспруденцией, отказавшись от места профессора в Дерптском университете, Кандинский уезжает в Мюнхен учиться живописи. Сначала он занимается в частной школе Антона Ажбе, где обучались живописи его соотечественники К. Петров-Водкин, И.Грабарь и др., но не добившись особых успехов, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств в класс Франца фон Штука. В этот период он много путешествует, пишет на пленэре, экспериментирует с цветом и композицией. В это же время происходит знакомство Кандинского с его второй женой художницей Габриэле Мюнтер.Переломным в его творчестве становится 1911г., когда Кандинский уходит от фигуративной живописи и переходит к абстракции; он пишет книгу“О духовном в искусстве”, где излагает свою теорию искусства; Кандинский считает, что грядет Эпоха Новой Духовности, материальный мир должен очиститься и переродиться, чтобы быть готовым принять Новую Духовность, посредником между Духовным и материальным миром является художник Нового Искусства, материализующий звучание музыки небесных сфер на своих полотнах посредством новых форм, такой новой формой изображения становится абстракция; Кандинского считают отцом-основателем теоретически выразившим и практически закрепившим новое течение в искусстве и не только в изобразительном, он экспериментировал со словом в поэзии и с действием на сцене, Кандинский занимался синтезом искусств, пытаясь объединить действо, слово, музыку, цвет. Он был основателем и идейным вдохновителем нескольких художественных объединений в Мюнхене - “Новое мюнхенское художественное объединение”, “Фаланга”, “Синий всадник”, в России после революции занимался организацией музеев современного искусства в провинции, после эмиграции в1921 г. был преподавателем и видным теоретиком в немецкой школе дизайна Баухаус до прихода к власти нацистов в 1933 г., с 1933г. Кандинский со своей уже третьей женой переезжает во Францию, где проводит последние 11 лет своей жизни. Умер Василий Кандинский 13 декабря 1944 г. под Парижем.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий