Сусанна и старцы - Пинтуриккио (Бенедетто ди Бьяджо)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сусанна и старцы
Сусанна и старцы
Автор: Пинтуриккио (Бенедетто ди Бьяджо)
Местонахождение: Ватиканский дворец, апартаменты Борджиа (Зал святых)
Произведение: фреска "Сусанна и старцы"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Дата создания: 1492-1494 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Книга пророка Даниила входит в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета, цитаты из неё можно найти в Новом Завете в речи Иисуса Христа и Его апостолов. 13-я глава, является дополнительной, написанной на греческом языке и содержит историю Сусанны, богобоязненной жены знатного мужа Иоакима. Обычно художники изображали нагую Сусанну в саду в окружении двух похотливых старцев-судей, которые намереваются неправедно обвинить молодую женщину в супружеской измене потому, что она отвергла их домогательства: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя» (Дан.13:20-21). Этот сюжет приобрел очень широкое распространение в западном искусстве, поскольку позволялкоснуться темы эротизма. Пинтуриккио избрал для своей фрески иную трактовку, он целомудренно сумел избежать наготы главной героини.

На первом плане изображен уголок регулярного итальянского сада, знаменитого своими геометрически подстриженными кустами, образующими высокие зеленые шпалеры. В центре такого закрытого пространства, огороженного тонко написанной золотой решёткой, возвышается величественный, богато украшенный скульптурой фонтан со ступенями, на фоне которого стоит прекрасная молодая женщина в длинном голубом хитоне. В глазах её читается растерянность, она пытается освободиться от цепких объятий двух стариков, одетых в роскошные восточные плащи и шапки, весьма почтенных на вид, но с коварными сердцами и мыслями, которые удерживают её и силой срывают с неё одеяния.

Тесное пространство крошечного сада заполнено разнообразными деталями: фигурками оленей, обезьянок и кроликов, четко прорисованными цветами и травами, напоминая собой роскошные ковровые фоны готических шпалер. Вдалеке, за пределами камерного уголка, расстилается панорама живописного пейзажа с грациознымифантазийными деревьями и скалистыми нагромождениями, где в толпе нарядных людей, составляющих некое шествие, можно различить слева - Сусанну, которую с позором ведут на казнь, а справа – двух нагих старцев, приговорённых к казни и уже привязанных к столбу. Обращаясь к художественным традициям Средневековья, в дополнительных эпизодах, как в житийных клеймах икон, роспись повествует о продолжении библейской истории. Саму Сусанну Пинтуриккио изображает с золотым нимбом, так как христианская традиция относит её к праведницам библейским. Даже имя Сусанны означает «белый цветок, лилия», что символизирует непорочность и соотносится с образом Девы Марии.

История создания

Самым значительным и ответственным заказом в творчестве Пинтуриккио оказались росписи шести залов Ватиканского дворца, служивших личными апартаментами папе Александру VI Борджиа. Работы были выполнены в кратчайшие сроки благодаря помощи хорошо организованной мастерской. К сожалению, документальных сведений, касающихся работ в этих залах, почти не сохранилось, лишь Дж. Вазари коротко упоминает об этом событии. В разработке сложной иконографической программы фресковых циклов, насыщенных идеями христианства и античности, художник опирался на гуманистов, связанных с папской курией. Декоративное оформление Апартаментов демонстрирует утонченность вкуса и передовые взгляды хозяина, и во всех залах чувствуется его незримое присутствие – герб с изображением быка на золотом фоне. В зависимости от сюжетов, которые понтифик выбирал самолично, каждый зал получил своё название.

В выполнении многих фресок Пинтуриккио ограничивался только руководящей ролью, поручив работы своим ученикам и помощникам, но Зал святых и Зал таинств веры, которые церемониймейстер двора называл «тайными комнатами», мастер расписывал собственной рукой. Один из самых известных художников той эпохи, Пинтуриккио прославился скрупулезной точностью в деталях сложных орнаментальных композиций, использованием броских цветов и золотых плетений, непревзойденным мастерством в рисовании роскошных одеяний и пленительных пейзажей. В Зале святых представлена тема божественного правосудия, люнеты крестового свода в форме стрельчатых арок, ограниченные яркими геометрическими орнаментами, расписаны сценами на библейские сюжеты, а потолок украшен эпизодом из мифа об Исиде, Осирисе и быке Аписе – экзотическая египетская тема, символически связанная с геральдическим животным папы.

Однако росписи недолго радовали глаз. Уже в годы правления папы Юлия II (1503-13) апартаменты Борджиа были заброшены, стуковые рельефы обвалились, а в некоторых залах даже были сбиты фрески и поверх них написаны новые. В 1889-97 гг. сохранившиеся росписи были отреставрированы и залы впервые открыты для публики.

Отношение автора к вере

Сведения о жизни Пинтуриккио скудны и противоречивы, но современники вспоминают, что он был человеком маленьким, невзрачным, глуховатым. И это, наверное, держало его на некотором расстоянии от жизни, которая должна была казаться ему тем более радостной и завидной. С известного автопортрета художника на нас смотрит задумчивое лицо с огромными глазами, а «на губах его – милая, чуть мучительная улыбка, что бывает у глухих, старающихся не подать вида, что они не слышат».

Этого чудесно одаренного мастера считали знаменитым, вторым после П. Перуджино. Ему довелось расписать церковь Санта-Мария ин Арколи, где римский император Август установил первый в истории алтарь в честь родившегося в Иудее Спасителя. Но художник не возгордился и был несказанно трудолюбив – иногда сутками не покидал строительные леса, где писал фрески. Незлобливый характер позволял ему хорошо ладить с людьми. Недоверчивый папа Александр VI Борджиа допустил его к росписям личных комнат, поэтому можно предположить, что Пинтуриккио имел репутацию деликатного человека, который даже в самых неприглядных вещах видел добрые стороны, а значит, жил, исповедуя евангельскую заповедь возлюбить мир и ближнего своего.

Биография

Пинтуриккио, чье имя при рождении – Бернардино ди Бетто (Бенедетто) ди Бьяджо, родился в 1454 г. в Перудже (Умбрия). Своё прозвище «pinturicchio», обозначающее «маленький художник» или даже «маляришка», он получил за свой малый рост. Первые художественные навыки юноша приобрел, возможно, под руководством крупных умбрийских мастеров предыдущего поколения Б. Бонфильи, Ф. ди Лоренцо и Б. Капорали. В 1473 г. в достаточно молодом возрасте художник, совместно с большой группой других мастеров, участвовал в росписи дверных створок для церковной ниши в Перудже.

Работы 70-х – н.80-х гг. отличает особая точность рисунка, внимание к деталям, прихотливая игра прозрачных тканей, богатая орнаментика, блики, наложенные золотом. Эта тщательная манера свидетельствует о возможном его обучении в мастерской миниатюриста. В 1481 г. Пинтуриккио стал членом гильдии живописцев св. Луки, а в 1482 г. отправился в Рим, где принимал участие в росписях Сикстинской капеллы наряду с Боттичелли, Гирландайо, Перуджино иСиньорелли. Заведя профессиональные контакты с мастерами из Тосканы и Эмилии, художник организовал одну из самых больших мастерских в Риме по выполнению фресковых росписей. Знакомство с кардиналами семьи делла Ровере позволило ему на протяжении всей жизни получать от них выгодные заказы. Известно, что Пинтуриккио работал и с П. Перуджино в качестве его ассистента и полноправного партнёра.

На протяжении своего творчества художник исполнил множество алтарных образов и фресок, в том числе светского содержания, для частных капелл и церковных нефов в Орвьето, Спелло, Перудже, Сполето, Сиене. В н. XVI в. мастеру удалось достичь материального благополучия, он купил дом в Сиене, обзавелся женой и детьми. Последние годы жизни Пинтуриккио оказались омрачены тяжёлой болезнью. Он скончался в 1513 г. и был похоронен в маленькой приходской церкви Сиены безо всяких почестей.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий