Суд Соломона - Пуссен Никола

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Суд Соломона
Суд Соломона
Автор: Пуссен Никола
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: Суд Соломона
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1649 г.

Описание произведения

На картине Пуссена изображен Соломон –третий еврейский царь, который в начале своего правления принес большую жертву Господу и увидел во сне Бога, который предложил ему просить всё, что его душе угодно. Царь попросил разума и мудрости, чтобы уметь судить и управлять избранным народом Израиля. За это Бог дал ему не только разум, но «и богатство, и славу» (3 Цар. 3:12-15).

Впервые применить мудрость, данную Господом, Соломону пришлось в разрешении спора между двумя женщинами (3 Цар. 3:16-27). Они были блудницы, жили в одном доме и почти одновременно родили детей. Ночью один из младенцев умер, и одна из женщин поменяла детей. Наутро она отрицала факт подмены, и женщины пришли к царю. Соломон велел рассечь мечом пополам живого младенца и отдать каждой по половине. Одна из женщин согласилась на это, а вторая сказала – нет, отдайте ребенка, только не убивайте. Так стало ясно, что именно она – мать живого младенца, а первая действительно поменяла детей.

На полотне изображена решающая сцена спора. Слева от Соломона, который восседает на троне, мы видим стражника с мечом.В руке он держит беззащитного младенца. Кажется, что еще миг, и стражник совершит страшное деяние, дабы исполнить приказ царя. Но вот Соломон указывает перстом на истинную мать младенца и дает распоряжение отдать ей ребенка.

Судимые женщины охвачены сильнейшими эмоциями. Фигура слева изображает мать, в отчаянии бросившуюся на колени и в мольбе простирающую к царю руки. Лицо женщины справа искажено гневом, жест ее руки, протянутой к воину, одобряет страшный приговор.
На лицах людей, ставших свидетелями сцены, отражается всё многообразие эмоций: испуг, мольба, ужас и сострадание.

История создания

Картина написана Пуссеном в 1649 году. В этот период основные заказы Пуссен получил от соотечественников - Никола Фуке, кардинала Мазарини, писателя Поля Скаррона, банкиров и всевозможной знати. Вероятно, сюжет был выбран по желанию заказчика, желавшего видеть перед собой пример мудрости и правосудия.

Отношение автора к вере

О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы, и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.

Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.

Биография

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.

В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.

В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.

Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.

В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.

Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.

Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.

19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий