Суд царя Соломона - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Суд царя Соломона
Суд царя Соломона
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Апостолический дворец, Ватикан, Рим
Произведение: фреска "Суд царя Соломона"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в., Высокое Возрождение, Чинквеченто
Дата создания: 1517 - 1519 гг.

Описание произведения

С самых первых лет царствования Соломон проявил себя мудрым и справедливым правителем, ибо только об одном просил он Господа: дать ему сердце разумное, чтобы судить и различать добро и зло. И было ему так по слову Божьему. Третья Книга Царств повествует, что однажды на суд к Соломону пришли две блудницы, которые жили в одном доме и родили сыновей почти одновременно, но ночью ребенок одной из них умер, и она, взяв себе живого, объявила другой, что ее сын мертв. И так они спорили за дитя перед царем. Соломон приказал принести меч, рассечь живого младенца надвое и отдать половину каждой из матерей. «И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо, взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3 Цар.3:26). И так царь и все остальные поняли, кто была настоящая мать.

Эта сцена, наверное, самая популярная и наиболее часто воплощаемая художниками из всей истории Соломона. В центре фрески изображен высокий беломраморный помост, в короне и белой тунике, задрапированный золотистым плащом, сидит царь. Его трон с точеными ножками фланкируют две прекрасные, могучие колонны из зелёной яшмы, сверху спускается богатый полог из красного бархата, подчеркивая высокий статус царственного судьи. Весьма красивы написанные у ног монарха женщины: одна упала на колени рядом с мёртвым ребёнком, другая эмоционально указывает на живого малыша, которого стражник вот-вот разрубит пополам. Их длинные, изящно подпоясанные, развевающиеся мягкими складками платья и вычурные прически напоминают грациозность аристократичных итальянок времен Рафаэля.

Притча была широко известна еще в античные времена. В частности, относительно недавнее открытие в древних Помпеях связывает эту иудейскую историю с декором одного из раскопанных домов, который так и назвали «домом суда». В христианском религиозном искусстве этот эпизод также интерпретируется как префигурация Страшного суда.

История создания

Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508 - 1514 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. 12 полуциркульных арок разделяют галерею длиной 65 метров на 13 травей со сводчатыми потолками. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516 - 1519 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.

Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты: гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками. Дж. Романо писал фигуративные сцены, Дж. да Удине – орнаменты и фруктовые гирлянды. Позже присоединились Перин дель Вага и Полидоро да Караваджо. Были и другие помощники.

В конце XVIII в. российская императрица Екатерина II отрядила выпускников Академии художеств для снятия с ватиканских фресок полноценных копий. Архитектор Дж. Кваренги пристроил к Эрмитажу крытую галерею, разместив в ней привезенные работы. Лоджии Эрмитажа почти идентичны ватиканским, только гербы папы были заменены на геральдику императрицы, на стены добавлены зеркала, а пол выложен паркетом. В XIX в. Ватиканские Лоджии так же остеклили, чтобы защитить бесценные фрески от превратностей римского климата, но за прошедшие три века они успели настолько поблёкнуть и осыпаться, что петербургская копия Библии Рафаэля выглядит сейчас намного ярче и роскошнее своего оригинала.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), но, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы для восполнения этой потери. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу. Его искусство, словно зеркало, отразило прекрасное, возведенное в абсолют, когда идеальная красота полностью раскрывается в реальном. Оно демонстрирует воплощение божественного в природном и вечного в преходящем.

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы здесь называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал, что делали другие, с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонны, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – комиссаром древностей, ведающим охраной античных памятников.

Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий