Страшные сны Иова - Блейк Уильям

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Страшные сны Иова
Страшные сны Иова
Автор: Блейк Уильям
Местонахождение: Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Произведение: Страшные сны Иова
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Романтизм
Дата создания: 1805-1806 гг
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Акварель «Страшные сны Иова» английского художника XIX столетия Уильяма Блэйка является иллюстрацией к ветхозаветной Книге Иова. стихам из седьмой главы: «Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе моё, ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня» (Иов.7:13-14).

В истории о праведнике Иове, искушаемого сатаной, Господь показывает стойкость и глубину веры, которую имел Иов в своём сердце. На его долю выпало много горестей и страданий, не каждому под силу было бы такое перенести. Когда он потерял уже всё, что можно потерять: дом, семью, здоровье, признание и уважение, – он взывает к Господу в надежде обрести покой хотя бы ночью. Но и тогда враг не оставляет Иова. Его преследуют кошмары, в которых демоны окружают его со всех сторон, - этот момент ночных страданий Иова и изображает Уильям Блэйк.

На его картине Иов покоится на ложе, пытаясь забыться сном и отвлечься от всех неприятностей. Но злые существа из самой преисподней, из пылающего огня протягивают к нему руки, хватают его, пытаясь утащить с собой. Иллюстрация Блэйка практически монохромна, но языки пламени он делает ярко-оранжевыми с желтыми отблесками, подчеркивая опасность ада и муки тех, кто там пребывает. Окрашен цветом и змей, нависающий над Иовом. Образ змея всегда является символом дьявола в Библии, но Блэйк располагает его рядом с Богом, напоминая, что без Божьей воли не совершается ничего в этом мире, и если Он что-то допускает, значит, у Него для этого есть определенная цель, нам неизвестная. Главный урок, усвоенный Иовом и который Бог преподносит верующим, – доверять Ему в любых обстоятельствах и испытаниях, помня, что всё совершается для нашего блага.

История создания

Наряду с богословами и философами художники разных эпох часто обращались к образам из Книги Иова. В XIX веке, во время апогея в живописи романтизма, вершиной изобразительного искусства стали иллюстрации к книге Иова английского художника и поэта Уильяма Блэйка. У Блэйка было свое понимание истории Иова, основанное на его мистических видениях Бога, который, по словам художника, неоднократно являлся ему с раннего детства.

В 7-й главе Иов выражает искреннее непонимание благих намерений Бога: «Ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня». По мнению некоторых биографов Блэйка, при создании серии иллюстраций к ветхозаветной книге, живописец ассоциировал себя с образом Иова, поскольку сам только в конце жизни смог преодолеть отсутствие признания и нищету.

Гравюры Блейка, которые позднее составили иллюстративный ряд для книги Иова, были основаны на двух сериях акварелей, выполненных по заказам Томаса Баттса в 1805-1806 гг. и Джона Линнелла в 1821 г. Первая серия коллекции, к которой относится акварель «Страшные сны Иова», первоначально состояла из 19 рисунков. В настоящее время они всенаходятся в коллекции Библиотеки и Музея Моргана, Манхэттен, Нью-Йорк.

Отношение автора к вере

Духовный путь Уильяма Блейка был тесным образом связан с разнообразным мистическим опытом. Для художника вполне обычным явлением были различного рода видения, на которых впоследствии было построено все его творчество. На протяжении всей своей жизни Блейк очень любил мистическую литературу. В его творчестве на христианскую тематику изображение библейских сюжетов крайне отличается от канонических, оно насквозь пронизано мистицизмом, которым так был увлечен Уильям Блейк.

Однако обращение художника к христианским образам в своих картинах и гравюрах все же свидетельствует о том, что духовная жизнь человека очень волновала Блейка, он осознавал, что душа вечна, что Господь грядет за теми, кто остается верным Ему до конца. Книга Апокалипсиса в Новом Завете являлась одной из самых любимых у живописца. Наступающий конец эпохи людской вседозволенности и распущенности тревожил его ум, возможно, этому послужило протестантское воспитание, которое Уильям получил в своей семье.

Как бы там ни было, его необычные для того времени религиозные взгляды, переложенные с помощью кисти на полотна, сделали художника новатором в еще только зарождающемся течении романтизма, пришедшем на смену эпохе Возрождения и барокко.

Биография

Уильям Блейк (28 ноября 1757 года, Лондон — 12 августа 1827 года, Лондон) входит в число величайших англоязычных поэтов и самых оригинальных художников эпохи романтизма. Живопись была главным смыслом его жизни. Его материалами были акварель и бумага, а не модные тогда масло и холст, и рисовал он сюжеты из Библии и британской истории вместо популярных портретов и пейзажей. Но чаще всего героями картин были его собственные видения.

Уильям был третьим из шести детей у своих родителей – владельца галантерейной лавочки Джеймса Блейка и его жены Кэтрин. Желание стать художником появилось у Блейка ещё в детстве. Блейк поступил в ученики к очень ответственному и консервативному гравёру Джеймсу Басайру. За семь лет он постиг все тонкости ремесла и стал настолько опытен, что мастер доверил ему самостоятельно копировать в Вестминстерском аббатстве чудесные средневековые статуи. Окончив ученичество в 1779 году, Уильям Блейк начал карьеру независимого гравера. Поначалу он делал оттиски по работам других художников, но со временем стал получать заказы на собственные произведения. Однако его изображения духов с реальными телами были столь экстравагантны, что в одном из обзоров в «Британском критике» в 1796 году их назвали «искажённым, абсурдным плодом извращённой фантазии».
Продолжая карьеру гравера, Уильям Блейк в 1779 году поступил на учебу в недавно открытую Королевскую академию искусств. У Блейка было мало возможностей представить свои работы широкой общественности. Он выставил несколько картин в Обществе акварелистов и в Королевской академии художеств, но они были встречены молчанием. В 1800 году Блейк переехал в небольшой дом в Фелфаме, в Сассексе, получив заказ на иллюстрацию произведений Уильяма Хейли. В 1804 году Блейк вернулся в Лондон и приступил к написанию и иллюстрированию "Иерусалима" (1804-1820 гг.), своего самого амбициозного произведения.

Последнее десятилетие жизни Уильяма Блейка – с 1818-го по 1827 год – было творчески продуктивным, благодаря дружбе с художником Джоном Линнелом.Уильям Блейк умер в своей тесной квартирке в центре Лондона 12 августа 1827 года и был похоронен на кладбище протестантов-нонконформистов.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий