Сотворение Адама - Микеланджело Буонарроти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотворение Адама
Сотворение Адама
Автор: Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Произведение: фреска "Сотворение Адама"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянский Ренессанс XVI в., Высокое Возрождение, Чинквеченто
Дата создания: 1508 – 1512 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

«Сотворение Адама» - это вершина всего цикла, шедевр внутри шедевра, ставший одним из символов западноевропейского искусства. Произведение выделяется уже одним своим смыслом среди ветхозаветных сюжетов. Бог здесь не просто «конструирует» Адама из праха земного, а одухотворяет его, наделяя душою живой, вечной и бесконечной, подобной той, какая у самого Творца: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). По-видимому, это событие особенно волновало воображение Микеланджело, поскольку он, как скульптор, создавая свои статуи из мрамора и наделяя их эмоциональными переживаниями и духовной жизнью, чувствовал себя подобно Богу Творцу.

Край земли, на котором распростерт Адам и край винно-красной мантии, окружающей Господа, по диагонали пересекают середину росписи, их тела параллельны, а руки тянутся навстречу друг другу, одинаково выступая за контуры. Эти аналогии напоминают, что Бог сотворил человека «по образу и подобию своему». На этом их сходство заканчивается. Адам лежит совершенно одинокий на голой земле, а Господь окружен сонмом спутников. Волевой жест Бога с вытянутым перстом усилен властным поворотом Его головы, а движения Адама абсолютно вялые, он ещё только пробуждается от глубокого сна. Встреча двух пальцев, сильной руки Бога и инертной руки Адама – композиционный и символический центр всей сцены. Если бы художник изобразил их уже соприкоснувшимися, то драматическое напряжение было бы утрачено, и картина оказалась бы статичной. Их протянутые в мировом пространстве руки магически притягивают наш взгляд, как метафора духовной сущности акта творения.

История создания

Сикстинская капелла в Ватикане была выстроена в 1477 - 1480 гг. папой Сикстом IV делла Ровере, дядей Юлия II. В 1480-е гг. верхний ярус её стен расписали фресками такие знаменитые художники Кватроченто, как С. Боттичелли, Д. Гирландайо, Перуджино и другие. Во время больших христианских праздников понтифики лично служили мессу в папской часовне, а с 1492 г. она использовалась также для проведения конклавов - церемоний избрания нового папы. По моде того времени потолок часовни украшала фреска с изображением звёздного неба, но в 1504 г. из-за образовавшейся трещины свод был подвергнут серьёзному ремонту. После его окончания папа пожелал, чтобы плафон расписали заново, и в 1508 г. после многочисленных отговорок Микеланджело принял грандиозный заказ Юлия II на исполнение фресок.

Первоначально предполагалось просто изобразить фигуры апостолов на престолах, но скульптору удалось убедить папу в неоригинальности подобного замысла. В конце концов, он получил полную свободу творчества, разумеется, в рамках утвержденной теологической программы. Существует легенда о том, что мастер работал один, но это невозможно с чисто технической точки зрения. Во время реставрации фрески в 1980 - 1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.

Отношение автора к вере

Микеланджело отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Отваживаясь перечить самому папе Юлию II, с родственниками и близкими друзьями художник был неизменно нежен, щедр и внимателен. Он жил скромно и строго, но не столько ради умерщвления плоти, сколько потому, что был целиком поглощен работой. Вера играла главную роль в его жизни, хотя он был обычным грешным человеком. Во всём, что не было связано с художественным творчеством, Микеланджело представлял собой лишь бедное тело, истерзанное желанием, и бедную душу, гонимую тоской, одиночеством и болью. В каждом из его сонетов можно найти изъявление страсти. Как написал Т. Манн: «Его титаническая гнетущая чувственность вечно порывается к чистоте, к духовности, к Богу и неизменно оборачивается трансцендентной тоской».

Непрерывная драма его жизни находила выражение в грозной и неизбывной трагичности его творений. Самый правдивый автопортрет Микеланджело – портрет человека с содранной кожей. Эту беспощадную и жестокую исповедь мастер представил во фреске «Страшный суд». Всю свою жизнь он оставался преданным католиком. Даже в тот момент, когда религиозно-философский кружок его близкого друга маркизы Виттории Колонны, называвший себя spirituali и вошедший в историю как «итальянские реформаторы», был обвинен в ереси, а она сама сослана по подозрению в близости к итальянским протестантам. Микеланджело продолжал считать, что Божью благодать нельзя купить никакими добрыми делами и пожертвованиями, никакой обрядностью и внешним благочестием. Спасение человеку способна принести только искренняя вера, идущая из глубины души. К концу жизни его религиозные чувства еще более обострились, выражением этого стало обращение к теме Страстей Христовых. Его творения – это путь во внутреннюю тьму, где человек надеется найти свет. «Я живу в любви и истинном свете Христа», - писал мастер о себе самом.

Биография

Микеланджело родился в 1475 г. неподалеку от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, где его отец – глава аристократического, но обедневшего рода – выполнял обязанности подесты́ (мэра). Мальчик был отдан кормилице, в семью каменотесов из деревни Сеттиньяно, где он постиг красоту души камня раньше, чем научился читать. В 1488 г. юный Микеле обучался в мастерской Д. Гирландайо, постигая основы фресковой живописи, а с 1489 г. занимался скульптурой у Бертольдо ди Джованни в Садах Медичи, под покровительством самого Лоренцо II Великолепного; но главной его школой стало копирование произведений Джотто и Мазаччо.

В 1494 - 1495 гг. молодой гений, посетил Венецию и Болонью, где работал над скульптурами для различных церквей, а в 1496 - 1501 гг., живя в Риме, создал свои первые шедевры – «Вакха» и «Пьету». Вернувшись во Флоренцию, в 1501 - 1504 гг. Микеланджело высекает огромную мраморную статую Давида, и с этих пор «Гигант» стал бессмертным символом его родного города, наградив своего создателя славой величайшего скульптора. С 1505 г. начинается плодотворный период сотрудничества с римским папой Юлием II: работа над скульптурами для гробницы понтифика продолжалась с перерывами сорок лет; а в росписи плафона Сикстинской капеллы, сделанной практически в одиночку, художник показал себя небывалым по мощи и драматизму мастером фрески. В 1519 - 1534 гг. художник занимался скульптурным и архитектурным комплексом гробницы Медичи и библиотеки Лауренциана во Флоренции, попутно проявив себя в качестве военного инженера во время осады родного города в 1529 г.

В 1535 г. папа Павел III назначает Микеланджело главным скульптором, архитектором и живописцем Ватикана; к 1541 г. художник завершает свою вторую гениальную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и работает над росписями папской капеллы Паолина. С 1546 г. мастер отдавал почти всё своё время архитектуре, занимаясь проектированием и реконструкцией ансамбля площади Капитолия и собора св. Петра в Риме, отказавшись от оплаты за храм во славу Господа; ваянию он посвящал теперь только ночные часы, создав несколько шедевров, в том числе «Пьету Ронданини». Вся жизнь его без остатка была отдана работе, он жалел времени даже на еду и сон; единственной его семьёй оставалась семья отца – братья и племянники. Помимо художественного наследия, Микеланджело оставил огромное количество сонетов, многие из которых написаны для его римских друзей – Т. Кавальери и В. Колонна, составлявших любовь и страсть его души. В 1563 г. во Флоренции мастером была основана академия рисунка. Он также явился первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни. Умер гениальный скульптор в 1564 г., его тело было тайно вывезено из Рима во Флоренцию и похоронено в церкви Санта-Кроче.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий