Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф «Сотворение Адама» Лоренцо Майтани создал, занимаясь скульптурным оформлением собора, будучи в статусе главного мастера. Его ветхозаветные сюжеты на пилонах объединены орнаментом из вьющихся виноградных лоз.
В правом нижнем углу рельефа представлен Творец в образе прекрасного молодого мужчины в длинных одеждах, низко склонившийся над своим созданием – Он, подобно скульптору, ваяет фигуру Адама из глины. Тело первого человека ещё безжизненно распростёрто на земле, но в нём уже присутствуют гармония и красота, как и подобает творению Божьему. В его лице также читаются черты прекрасного облика Создателя.
В центре рельефа Адам изображён уже стоящим в полный рост. Творец положил руку ему на голову, Он оживляет Первого человека:«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). В левой части композиции изображены два летящих ангела, по их жестам и выражениям лиц, видно, что они ведут неспешную беседу.
Абрис фигур всех трёх сюжетов справа налево составляет восходящую линию, по двум сторонам пластины, правой и верхней, присутствует растительный орнамент из виноградной лозы.
Лоренцо Майтани сочетает в своих достаточно сложных композициях готическую утонченность с лиризмом образов и мягкостью очертаний фигур. В его скульптурах нет ни напряжения, ни драматизма, формы легки и изящны, а пластические линии ритмичны и грациозны. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, с ювелирной точностью переданы и второстепенные детали рельефов.
История создания
Орвието, небольшой итальянский городок, расположенный на вершине горы, известен своим готическим кафедральным собором (1290–1356) и папским дворцом. Дуомо был построен монахом Фра Бевиньяте из Перуджи. Украшенный мозаикой и барельефами, фасад собора считается одним из шедевров позднего Средневековья. Главный портал в стиле итальянской готики украшают многочисленные статуи и рельефы на пилонах, которые оформляют входы в собор, увенчанные, в свою очередь, арками и большими треугольными вимпергами.
Многофигурные барельефы на первом и четвёртом столбе, приписываемые авторству Майтани, «Сотворение мира» и «Страшный Суд», объединены вьющейся виноградной лозой, что говорит о влиянии на его творчество французской готики. Бронзовые скульптуры «Орёл Святого Иоанна» и «Ангел Святого Матфея» специалисты также относят к произведениям мастера.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни и подробности биографии Лоренцо Майтани до наших дней не сохранились. Известно, что мастер на протяжении своей недолгой жизни выполнил несколько значимых скульптурных композиций на религиозную тематику – это рельефы и статуи на фасаде кафедрального собора Орвието. Все они лиричны и правдивы, и, очевидно, отражают истинные духовные поиски мастера.
Венцом выражения религиозных чувств Лоренцо стало возведение и скульптурное оформление Дуомо Орвието – многофигурные композиции и статуи на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, над которыми Майтани трудился два десятилетия. В сценах Сотворения мира и Страшного суда скульптор, с помощью выразительных средств искусства своей эпохи, сумел передать благо добродетелей и всю пагубностьстрастей человеческих, а также неотвратимость воздаяния за грехи.
Биография
Лоренцо Майтани, итальянский скульптор и архитектор, родился в Сиене в 1275 году. Подробности личной жизни художника неизвестны – в то время не было принято писать прижизненные биографии. Искусству скульптуры Лоренцо обучался на родине, там же, к тридцати годам, заслужил репутацию востребованного зодчего. В 1308 году, когда строители кафедрального собора в городке Орвието столкнулись с трудностями в возведении высоких сводов и арок храма, был призван руководить строительством. Он также внёс огромный вклад в оформление фасадов, создав несколько больших многофигурных мраморных рельефов и бронзовых скульптур на Библейские сюжеты.
В 1310 году Лоренцо Майтани получил титул главного мастера собора и, кроме того, был назначен смотрителем мостов и гражданских зданий Орвието. Умер выдающийся итальянский скульптор в возрасте 55 лет, в 1330 году.
Автор текста: Марина Румянцева