«Сошествие Ноя с Арарата» - Айвазовский Иван Константинович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Сошествие Ноя с Арарата»
«Сошествие Ноя с Арарата»
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Местонахождение: Национальная галерея Армении, Ереван
Произведение: Сошествие Ноя с Арарата
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1889 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Картина не вполне традиционна для Айвазовского: зрителю известен Айвазовский, в первую очередь, как маринист и баталист. Здесь же художник обратился к ветхозаветному сюжету, повествующему о возвращении Ноя на землю после всемирного потопа.

Видимо, по этой причине работа не слишком известна широкой публике.

Мягкие теплые тона, светлый колорит – общая атмосфера картины создает у зрителя впечатление наконец-то восстановленной гармонии, долгожданного воссоединения человека и природы. По прочтении сюжета, ставшего сюжетной основой картины, становится понятна радость героев полотна от благополучного исхода событий.

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега. и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семп дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, и пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». (Быт. 8:4-19).

Таким образом, остановился великий Потоп, посланный по Божьей Воле, в наказание человеческому роду как очищение от греха. Освободилось от воды пространство, и устроил всё Господь для начала нового жизненного цикла.

Ной обрел Божью благодать потому, что был праведным человеком. Именно благодать необходима для спасения души человека: собственными усилиями человеку не спастись. Ни сила воли, ни твёрдость характера без нее не принесут плодов в ее отсутствии.

Ной был избран Богом по причине своей благочестивой жизни и благоговейного отношения к Богу, вот почему Бог именно ему поручил строительство ковчега. Интересно, что Ною на тот момент было уже пятьсот лет: то есть его благочестие было проверено столетиями, праведность была многократно испытана. Только после всех этих проверок Господь вверяет спасение и возрождение жизни на земле.

Характерно и то, что Господь Сам открывает Ною все необходимое для устройства ковчега. Ковчег – это замысел Божий, поэтому Ной в состоянии его построить. Есть лишь одно условие: строго следовать всем указаниям свыше. Только полное послушание Богу в любом предприятии означает его благополучный исход.

История создания.

Настоящая фамилия Айвазовского – Айвазян, поэтому творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими корнями неразрывно связана с армянской культурой. Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. "Сошествие Ноя с Арарата" он впервые выставил в Париже. И когда пришедшие на открытие выставки парижские армяне поинтересовались, нет ли у него пейзажей родной страны, художник подвел их к картине и сказал: "Вот наша Армения".

Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. В результате картиной попросту прикрыли пролом в двери. Но однажды пролом оказался заделан новенькой доской. Картина исчезла. Похитителем оказался ученик школы Мартирос Сарьян. В 1921 году он привез в Ереван свою коллекцию лучших произведений армянского искусства, там и обнаружилось «Сошествие Ноя».

Отношение автора к вере.

Трудная юность и бесконечная нужда, казалось бы, должны изранить и исказить жизнь будущего художника. Но Ованес (настоящее имя, впоследствии Иван) был не из числа покорных побоям судьбы молодых людей.

Мальчик был от рождения награжден многими талантами. Ярче остальных проявился музыкальный талан и дар рисовальщика. Художник понимал природу своего таланта, осознавал силу Воли Божьей и собственной слабости перед Господом. Он отлично понимал, что мог бы лишиться всего, забудь он о происхождении своего дарования. Он ценил и уважал всё, чем помогал ему Бог на пути его становления. Всегда благодарил Господа за людей, которые попадались ему в жизни, за свои успехи, за народную любовь и всемирное признание.

Биография.

Иван Константинович Айвазо́вский (Ованес Айвазян; 1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер. Брат армянского историка Гавриила Айвазовского. Ованес Айвазян родился 29 июля 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера.

В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (1840—44), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств. Состоял также в европейских академиях - Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Айвазовский писал в основном морские пейзажи, создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Скончался Айвазовский 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года у мольберта, во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Автор текста: Самойлова Ольга Александровна.

Оставить комментарий