Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Работа замечательного русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Сошествие Христа в ад», написанная им в 1895 г., являлась эскизом будущего иконостаса для храма Воскресения Христова, который расположен в Санкт-Петербурге. Созданная в жанре символизма, картина выполнена преимущественно темперой, бронзой и графитовым карандашом. Основой изображения послужила бумага на картоне размером 40,4 х 51,2.
В качестве сюжета Михаил Васильевич выбрал сцену сошествия Иисуса в преисподнюю после распятия на кресте. Господь Бог стоит в центре врат, ведущих во тьму. С внешней стороны входа струится яркий свет, что символично демонстрирует миссию Христа не только на земле, но и под землёй – спасти души тех, кто верит в Него и ожидает Его Царствия.
Считается, что первым Иисус освободил Адама, которого Нестеров изобразил слева, протягивающим руку. Остальные праведники окружают Спасителя со всех сторон, их взгляды опущены вниз, они смиренно и терпеливо ждут. Христос уже пришёл за ними, Он победил смерть и разрушил врата ада.
История создания
Михаил Васильевич Нестеров использовал в своей работе «Сошествие Христа в ад» историю, которая прямым текстом в Библии не упоминается, её подлинное и детальное описание отсутствует и в Евангелиях. Тем не менее, есть определенные новозаветные стихи, которые косвенно сообщают об этом событии. Так, художник не мог не принять во внимание текст из первого послания апостола Петра, в котором говорится: «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3:18-19).
Будучи человеком верующим, Нестеров, вероятно, не раз читал эти строки, которые впоследствии вдохновили его на художественное раскрытие такого удивительного события. Его произведение впоследствии было воплощено в мозаике и стало частью иконостаса храма Спаса на Крови (Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге.
Отношение автора к вере
Жизнь и творчество Михаил Васильевича Нестерова целиком и полностью были посвящены православной вере русского народа. В своих произведениях он стремился показать глубину духовных исканий человека, принимал участие в росписи храмов и создании эскизов для иконостаса.
Его семья была очень религиозной, с детства художник впитывал в себя основы христианства, его родители закладывали в мальчике глубокую и искреннюю веру в Бога, а также почитание святых. Так, Михаил Нестеров очень трепетно относился к преподобному Сергию Радонежскому, которому посвятил целую серию своих картин. Он также был твердо убежден в том, что возрождение русского народа возможно только путем укрепления православной веры в сердцах людей.
Даже после Октябрьской революции художник не отказался от своих религиозных взглядов, хотя и в меньшей степени стал создавать картины на библейскую тематику. Но до самого конца своей жизни Михаил Нестеров оставался человеком, любящим Бога всей душой.
Биография
Михаил Васильевич Нестеров (31 мая 1862 – 18 октября 1942 гг.) был известным русским художником-живописцем. Он родился в Уфе, учился в мужской гимназии Оренбурга, а затем — в одном из московских реальных училищ. После юноша стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году молодой Нестеров поступил в Академию художеств Петербурга. В середине 80-х художник обратился к написанию исторических полотен. В это время он также работал иллюстратором. В 1886 году Нестеров создал картину «До государя челобитчики», удостоенную многих наград.
Далее в его творчестве наступил новый период. Созданная им в 1888—1889 годах картина «Пустынник» сделала художника выдающимся живописцем своего времени. Вскоре Нестеров отправился путешествовать по Европе. Результатом поездки стало создание полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Произведение было посвящено Сергию Радонежскому и открыло цикл работ художника на эту тему.
Чуть позднее Михаила Нестерова пригласили для росписи киевского Владимирского собора. В последующие годы художник также расписал еще несколько других храмов. В дальнейшем творчестве Нестерова главной стала религиозная тема. Ей посвящены произведения Соловецкого цикла (1901—1917). После революции живописец долго не мог работать из-за болезни. Он вновь взялся за кисть лишь в 30-е годы. В этот период был создан «Портрет И. П. Павлова», удостоенный Сталинской премии. Последней работой Нестерова стало полотно «Осень в деревне» (1942). В этом же году 18 октября художника не стало. На тот момент ему было 80 лет.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.