yandex

«Сон Иакова» - Михаэль Леопольд Лукас Вильманн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Сон Иакова»
«Сон Иакова»
Автор: Михаэль Леопольд Лукас Вильманн
Местонахождение: Национальная галерея, Варшава, Польша
Произведение: «Сон Иакова»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1691 г.

Описание произведения

Полотно Михаэля Вильманна освещает одно из самых таинственных и пророческих мест книги Бытия. Предыстория сюжета такова: младший сын получает благословение отца вместо брата и, спасаясь от гнева брата, бежит в Харран, к родственникам матери. На душе тяжелым камнем лежит ссора с братом и расставание с престарелыми родителями, впереди неизвестность, но, более всего, Иакова беспокоят возможные последствия его поступка. Ночь застаёт беглеца в дороге, и он вынужден уснуть, положив камень под голову.

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!». (Быт.28:12-16).

Художнику удалось уловить сакральный смысл Библейского эпизода и дать возможность зрителям стать соучастниками таинственного события. В правом углу, положив голову на камень, спит усталый юноша и его собака. Их изображения незначительны по сравнению с масштабом картины. Вверх, к лазурным небесам, восходит тонкая невесомая лестница. С помощью игры света и тени художнику удалось добиться двойного эффекта: ощущения прочности и в то же время нематериальной легкости конструкции. По лестнице восходят и нисходят ангелы. Ближе к земле их фигуры утяжеляются и становятся сродни изображенному на картине материальному миру. Чем выше по лестнице, тем светозарнее и бестелеснее фигуры. Всё это прокладывает удивительную грань между реальностью и мистичностью происходящего.

Верхний конец лестницы — пятно яркого света, в чертах которого угадывается образ Творца. Основная часть картины — роскошный пейзаж с пышной растительностью, звенящим ручьём, синевой горных склонов на заднем плане, которые символизируют богатство земли, обещанной потомству Иакова. Во всем изображенном пространстве чувствуется божественная одухотворенность.

История создания

Картина создана в 1691 году, к этому же времени относится цикл фресок монастыря святого Иосифа (1692-1696), которые считаются вершиной творчества Михаэля Вильманна. За плечами художника годы упорного труда, филигранно отточившие дарованный Богом талант, и большой личный опыт. Полотно создавалось в ту золотую пору, когда у мастера было достаточно мудрости прикоснуться столь глубокой религиозной теме, а в распоряжении были все средства для этого: «Придите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33:12).

Отношение автора к вере

Рождённый и воспитанный в среде кальвинистов, Михаэль вместе со своей семьёй вынужден переселиться за сотни километров, спасаясь от религиозного преследования. Но, став самостоятельным человеком, приобретя известность и финансовую независимость, обзаведясь семьёй, Михаэль возвращается к вере своих предков — католичеству. Это было хорошо обдуманное решение, результат долгих духовных исканий и рассуждений. Поэтому картина «Сон Иакова» так впечатляет, в ней есть внутренняя правда, которой делится художник со своим зрителем. В произведении мастера чувствуется неуверенность пришельца в чужой земле, желание соответствовать воле Божией и Его замыслу о человеке, стремление сохранить и приумножить свой дар.

Биография

Михаэль родился в Кёнигсберге 27 сентября 1630 года, в семье художника Христиана Питера Вильмана и был одним из десяти детей. Семья принадлежала к числу недавних кальвинистских переселенцев, жила небогато. По традиции того времени, сын наследовал ремесло отца. Обнаружив в сыне талант, Вильманн старший отправил его в Нидерланды, на свою родину, где в то время работали лучшие художники северной Европы. Влияние на развитие таланта Михаэля Вильманна оказало творчество великих голландцев: Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта. После положенного двухлетнего обучения, Михаэль вернулся на родину и сдал экзамен на звание мастера. Из-за того, что в разоренном войной Кёнигсберге заказов было мало, художник переезжает сначала в Данциг, затем в Прагу, где прожил с 1653 по 1655 год. Позже он решает переехать в столицу Силезии, Бреслау, меньше, чем другие города Европы, пострадавшую от Тридцатилетней войны. В 1657-1658 годах, по заказу герцога Прусского Фридриха Вильгельма написаны несколько картин на мифологические сюжеты. Эти работы поставили его в ряд солидных европейских художников. Достигнув финансовой стабильности, Михаэль Вильманн женится на красавице Елене Регине Лишка. Свадьба состоялась 26 ноября 1662 года, а в мае 1663 года художник переходит из кальвинизма в католичество и принимает имя Леопольд (в честь императора) и Лукас (в честь святого апостола и евангелиста Луки, покровителя художников). Смена вероисповедания сняла препятствие для получения заказов от католических монастырей. На начальном этапе своей карьеры Вильманн работал один, со временем его мастерская выросла до значительных размеров, но по-прежнему оставалась семейным делом. В большой мастерской работали его сын, дочь, зять и внук, а пасынок Йохан Кристоф Лишка стал лучшим его учеником.

Умер прославленный художник 26 августа 1706 года, в возрасте 76 лет, снискав у современников славу «силезского Рафаэля» и «силезского Рембрандта». Его тело забальзамировали и похоронили в склепе настоятелей в знак уважения таланта художника и признания его трудов по украшению монастыря. За свою жизнь художник создал около 500 фресок и картин, оказавших значительное влияние на творчество других художников Богемии и послуживших эталоном для художников последующих поколений.

Автор теста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий