Сон Иакова - Арент Де Гелдер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сон Иакова
Сон Иакова
Автор: Арент Де Гелдер
Местонахождение: Картинная галерея Далвич, Лондон
Произведение: Сон Иакова
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1710-1715 год

Описание произведения

В Книге Бытия рассказывается о видении, бывшем праотцу Иакову, когда он бежал от гнева брата своего Исава к родственникам матери в Месопотамию: "И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!" (Быт. 28:12—16). Иаков назвал это место Вефилем, Домом Божьим и устроил в том месте жертвенник. В церковной традиции этот рассказ является пророчеством о приходе на землю Христа, а лестница соединяющая небо и землю -это прообраз Божией Матери.

На своей картине Арент де Гелдер показал прекрасный ночной пейзаж, в котором лунный свет вырисовывает очертания холмов и деревьев. В ночном небе, среди отверзшихся облаков художник изобразил яркое золотое свечение, символизирующее в живописи славу Бога. Из этого светящегося пятна появляются фигуры величественных ангелов, спускающихся на землю по широкому лучу света. В конце луча изображен спящий на спине мужчина, а рядом с ним дорожные вещи.

История создания

Картина "Сон Иаков" написана Арентом де Гелдером в период с 1710 по 1715 год. Действие в ней развертывается на фоне романтического пейзажа, что характерно для работ позднего периода творчества живописца. Ему также свойственны насыщенная внутренним светом буро-оливковая гамма и мягкие светотеневые контрасты.

Отношение автора к вере

Поскольку документальных свидетельств о жизни Арента де Гелдера сохранилось мало, то судить об отношении художника к вопросам веры возможно лишь на основании его творческого наследия и косвенных личных данных. Арент родился и проживал в Голландии, протестантской стране. Однако, его продолжительное сотрудничество с Рембрандтом, которое можно назвать дружбой, поскольку он не оставил своего учителя в последние сложные годы его жизни, может говорить не просто о человеческой симпатии, а о духовном единстве. Известно же, что Рембрандт, воспитанный в строгом католическом духе, с честью пронес свою веру, невзирая на удары судьбы и протестантское окружение.
Одним из лучших произведений Арента де Гелдера считается серия картин на тему «Страстей Христовых», которую он написал в последние годы своей жизни. Двадцать две картины, оконченные примерно в 1715 году, художник хранил у себя до самой смерти, очевидно, что тема, отображенная на полотнах, была очень близка художнику. Ее исполнение стало итогом творческой жизни мастера, в котором он выразил свой жизненный и духовный опыт. После окончания серии Гелдер почти не писал, а вел мирную христианскую жизнь, пока 27 августа 1727 года не отошел ко Господу.

Биография

Арент де Гелдер родился 26 октября 1645 года в Дордрехте. Сведений о его жизни сохранилось достаточно мало. Известно, что первым наставником в живописи юного Гелдера стал Самюэл ван Хогстратен. В 1661 году Арент приехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта, где работал по 1667 год. Гелдера относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта. По мнению искусствоведов, его картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт. В XVIII- XIX веке произведения Гелдера часто принимались за работы Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена).
В 1661 году Гелдер вернулся в Дордрехт, в котором оставался и работал до последних дней. В это время он познакомился с Арнольдом Хоубракеном, для которого стал источником многих и точных сведений о Рембрандте, вошедших в трехтомный труд по истории голландской живописи.
В 1671 году Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная галерея), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 года Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет», «Эсфирь и Мардохей», «Эсфирь», а так же волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Беверена в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, была окончена в 1715 году. С этого времени Гелдер писал очень мало картин.
Скончался Арент де Гелдер 27 августа 1727 года в Дордрехте.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий