Собор Святого Петра в Риме -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме
Местонахождение: Италия, Ватикан.
Название: Собор Святого Петра в Риме
Жанр: Архитектура
Год создания: 1506 год (XVI век).
Эпизод в Библии:

Описание.

Собор Святого Петра в Риме — самый большой христианский храм в мире.

Это величественное здание, построенное на вершине Ватиканского холма, видно из многих точек Вечного города.

В плане собор представляет собой латинский крест с заполненными угловыми компартментами, а с востока к нему пристроены дополнительные нефы и нартекс, по ширине выходящие за пределы собора.

В отличие от многих христианских церквей, собор Святого Апостола Петра в Риме обращен не на восток, а на запад — эта традиция принадлежит IV веку нашей эры, и ориентация собора повторяет ориентацию базилики, возведенной Константином Великим над могилой Святого Первоверховного Апостола Петра.

Снаружи стены собора (за исключением восточного, обращенного к площади Святого Петра, фасада) оформлены достаточно сдержано. Они возведены из итальянского известняка травестина и украшены только пилястрами и нишами со статуями святых, расположенными в первом ярусе. Над вторым ярусом проходит карниз, выше — еще один, третий ярус и крыша. Но то, что фасады оформлены непарадно, практически никто не видит — они выходят в части Ватиканских садов, мало посещаемые туристами. Если посмотреть на собор сверху, то видно, что на крыше установлено несколько небольших световых куполов. При подходе к собору видно всего три купола — два небольших над углами и главный, построенный Микеланджело по замыслам Браманте. Малые купола оформлены в том же стиле, что и основной, чтобы усилить впечатление от него.

Большой купол изначально был задуман правильной полусферической формы, но был возведен яйцеобразным — эта очертание было подобрано, чтобы создать эффект, что здание «выталкивает» купол к небесам. Он покоится на широком барабане, украшенном сдвоенными колоннами и крупными окнами под треугольными фронтонами. Над ними идет карниз с триумфальными гирляндами, а выше — сам купол, покрытый листами жести. Он разделен на сектора тонкими ребрами, между которыми помещены круглые окна. Верх купола венчает резная башенка, украшенная такими же колоннами, которая, в свою очередь, завершается шатром, увенчанным крестом. Высота купола — 136,57, это самый высокий купол в мире. Диаметр — 41,47 метров.

Обращенный к зрителям главный фасад собора грандиозен и насыщен деталями. Он сделан шире, чем тело собора, и крайние проезды справа и слева ведут вглубь Ватикана. Уже вскоре после возведения фасад считали слишком крупным, и Бернини, планируя площадь, создал свою знаменитую колоннаду так, чтобы «уменьшить» его оптически. Фасад разделен на две части по горизонтали карнизом и крупным портиком с папским гербом. Под карнизом тянется надпись IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII («В честь местоблюстителя апостольского престола Павла V Боргезе, римлянина, верховного понтифика, в 1612 году, седьмого его понтификата»). Карниз опирается на высокие, в два этажа, колонны коринфского ордера, между которыми расположены порталы и окна. Самая левая дверь — это «Святые ворота», открывающиеся в «юбилейные» годы, раньше раз в 25 лет, теперь — раз в 15 лет. Самая правая — «Врата смерти», сейчас ее открывают только во время церемонии похорон папы римского.

Верхняя часть фасада, над карнизом, сделана светлее, чем нижняя. Она украшена нишами в каждом прясле. В крайних находятся колокола. Основные украшения фасада расположены на крыше: там стоят фигуры Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа, Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, 11 апостолов (всех, кроме Святого Апостола Петра — его статуя вместе со статуей Святого Апостола Павла стоит у подножия фасада, у лестницы). Слева и справа в картушах, поддерживаемых ангелами и под гербами Ватикана, находятся часы — одни показывают римское время, другие (по задумке) — французское. Вторые часы наделены только часовой стрелкой и отстают от римских примерно на полчаса.

Внутри собор украшен много богаче, чем снаружи. Его оформление в XVII веке выполнено Джованни Лоренцо Бернини. Длина собора — 211,6 метра. Стены и колонны собора отделаны мрамором различных цветов, украшены многочисленными фигурами и лепными деталями. Многие части стен (в основном у сводов) покрыты мозаикой и позолотой. Потолки оформлены кессонами — квадратными углублениями с розетками в центре. Свет в помещение льется из окон и световых барабанов купола. Восточные нефы, созданные Маденой, уже основной части собора. Последняя разделяется колоннами на три нефа, а над пересечением главного нефа и трансепта возвышается грандиозный купол, который покоится на световом барабане, а тот, в свою очередь — на четырех массивных пилонах. Они настолько крупные, что Бернини счел возможным внутри этих столбов провести лестницы на балконы, где хранились главные святыни собора: Крест Господень и Святые гвозди, которыми был пригвожден Спаситель (внизу у этого пилона в нише расположено изваяние Святой Равноапостольной Елены, выполненное Андреа Болги), копье, которым был пронзен Спаситель (внизу — статуя Святого Лонгина, выполненная Бернини), Крест Святого Андрея Первозванного (внизу — статуя Святого Андрея, выполненная Франсуа Дюкесно) и Плат с Нерукотворным Образом Спасителя (внизу — статуя Святой Вероники, выполненная Франческо Моти).

На пилястрах центрального нефа помещены медальоны с изображением первых 56 пап римских, а между пилястрами стоят статуи, представляющие основателей 39 монашеских орденов.

В центре под куполом находится грандиозный (высотой с четырехэтажный дом) балдахин над местом захоронения Святого Апостола Петра, выполненный Бернини. От алтаря в этом месте есть проход в крипту собора, в часовню исповеди. Многие римские папы стремились быть похоронены в этой часовне, ближе к Святому Первоверховному Апостолу. В западной части собора хранится кресло Святого Апостола Петра, оформленное Бернини как реликвия. На правой стороне центрального нефа находится статуя Святого Петра, к которой паломники припадали на протяжении многих столетий.

В капеллах в боковых нефах расположены многочисленные алтари и гробницы римских пап. Также в соборе захоронены представители династии Стюартов, шведская королева Кристина, Мария Клементина Собесская. Сами погребения находятся в крипте собора под полом основного здания.

История создания.

История собора Святого Петра в Риме начинается задолго до его возведения.

Во времена Римской Империи Ватиканских холм находился за пределами города Рима. И, как и на многих территориях, в границу Рима не входивших, но находившихся близко к Вечному городу, здесь возникло кладбище.

Римский культ мертвых был тесно связан с различными зрелищными церемониями, и поэтому на крупных кладбищах зачастую возводились цирки — специальные здания для проведения разных зрелищ, прежде всего — гладиаторских боев, которые изначально были частью тризны по покойному. Следуя этой традиции, в 37 году н. э. император Калигула заложил здесь новый цирк (а также привез из Египта обелиск, который должен был украшать новое здание). Завершил строительство император Клавдий. В 64−65 годах, при правлении императора Нерона, после большого римского пожара, в этом цирке проводились казни христианских мучеников для того, чтобы отвлечь толпу от проблем, связанных с разрушением города. Среди прочих в цирке был убит и Святой Апостол Петр, распятый на кресте вниз головой.

Опять же по традиции, существовавшей почти во всей Римской империи, Святого Апостола похоронили рядом с местом мучений и смерти — на том самом месте, над которым сейчас в соборе возвышается балдахин.

Место погребения Святого Апостола Петра сразу стало почитаемым: самые ранние свидетельства записаны буквально через несколько десятилетий. Не позже II века над могилой было возведено святилище, в том числе так называемая «красная стена», охранявшая могилу Святого Апостола. Многие люди стремились сделать свои гробницы как можно ближе к этому святилищу. По-видимому, во время очередной волны гонений при императоре Диоклетиане, могила была потревожена и мощи Святого Апостола перенесены. Сейчас в нише стены неподалеку от первой могилы лежат кости пожилого человека, и есть большие основания считать, что это — мощи Святого Первоверховного Апостола Петра. Археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены эти древности, были проведены в 1939−1951 годах по распоряжению римского папы Пия XII.

В 318−322 годах по приказу императора Святого Равноапостольного Константина Великого над местом упокоения Святого Апостола Петра было возведено величественное здание базилики, которое оставалось главным храмом католического мира вплоть до 1506 года. Сооружение было типично для своего времени — это было длинное здание с центральным нефом, возвышающимся над боковыми. Перед апсидой (находившейся над могилой Первоверховного Апостола) нефы пересекались трансептом. А перед самим зданием располагался атриум — огороженный двор. Храм мог вместить до 4000 человек одновременно. Именно здесь происходили все важные церемонии римской церкви, в этой базилике проходили интронизации римских пап, здесь же франкский король Карл Великий был коронован императорской короной. В длину прежнее здание было короче современного собора, и достигало всего 103,6 метров. Как и во всех ранние церкви в Риме, эта базилика имела вход на востоке и апсиду на западном конце здания.

К XV веку старое здание обветшало, и папа римский Николай V принял решение о его перестройке. Разработку проекта он поручил Леоне Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино, а также отдал приказ разобрать Колизей, чтобы получить строительный материал для нового здания собора. К счастью, эта задумка не была доведена до конца. Для перестройки существующего здания были заложены трансепт и хоры.

Следующий папа римский, Юлий II, принял смелое решение полностью снести старую базилику и возвести собор «с нуля». Первый камень в новое здание был заложен в 1506 году. Работы по его возведению были закончены только через сто с лишним лет. После Юлия II строительство продолжалось во время правления Льва X (1513–1521), Адриана VI (1522–1523). Климента VII (1523–1534), Павла III (1534–1549), Юлия III (1550–1555), Марцелла II (1555), Павла IV (1555–1559), Пия IV (1559–1565), Пия V (святого) (1565–1572), Григория XIII (1572–1585), Сикста V (1585–1590), Урбана VII (1590), Григория XIV (1590–1591), Иннокентия IX (1591), Климента VIII (1592–1605) , Льва XI (1605), Павла V (1605–1621), Григория XV (1621–1623), Урбана VIII (1623–1644) и Иннокентия X (1644–1655).

Последовательно главными архитекторами собора были Донато Браманте, Джулиано да Сангалло и Фра Джокондо, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буанаротти, Якопо Бароцци да Виньоле (Джорджио Вазари при нем состоял в должности смотрителя и следил, чтобы новый главный архитектор собора не отступал от замысла Микеланджело), Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, Карло Мадена, Джованни Лоренцо Бернини.

Проект собора также неоднократно претерпевал изменения. Браманте задумал его как равноконечный греческий крест с апсидами на все стороны, увенчанный куполом. Этот купол, в результате, был возведен, опираясь на задумку первого архитектора, но уже по проекту Микеланджело, который очень бережно отнесся к творению предшественника. А вот план собора со временем претерпел серьезные изменения. Рафаэль предложил вариант вытянутого собора в форме латинского креста с длинным основным и боковыми нефами. Микеланджело снова вернулся к греческому равноконечному кресту, но учел предложения Рафаэля о том, как построить угловые компартименты. В XVII веке, когда основной объем собора был уже возведен, перед римской курией встали две проблемы. В это время в мире уже вовсю развивалось движение Реформации, и только удлиненный латинский крест воспринимался католиками как истинный, а греческий — как еретический. Кроме того, новое здание собора, хоть и было грандиозным, не могло в имеющемся виде занять собой все земли, на которых прежде находилась восточная часть базилики Константина, ее атриум и многочисленные капеллы, окружавшие здание. А это были строения, стоявшие на освященной земле, сами неоднократно освященные и связанные с почитаемыми святыми. Решение обеих проблем нашли в удлинении собора на восток до его современных размеров. Пристройку двух дополнительных нефов и нартекса осуществил Карло Модена, он же создал знаменитый фасад, который видит сейчас каждый прибывающий в Рим паломник.

В разное время планировалось возведение разного количества куполов и башен у собора. Например, Браманте предполагал разместить по углам 4 малых купола (сейчас возведено только 2 восточных). Над фасадом Карло Мадена планировалось возвести две башни, более того, строительство даже было начато Бернини, но из-за комплекса причин пошли трещины, и башни были снесены. А вот внутреннее оформление принадлежит целиком (не считая гробниц пап и некоторых произведений искусства) только Джованни Лоренцо Бернини. Он же построил площадь перед собором, украшенную знаменитыми колоннадами. После него в архитектуру собора уже не вносилось значительных изменений.

Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий