Скит преподобного Серафима Саровского -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Скит преподобного Серафима Саровского
Скит преподобного Серафима Саровского
Местонахождение: Валаамский архипелаг. Порфирьевский остров
Название: Скит преподобного Серафима Саровского
Жанр: Архитектура
Год создания: 1827 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

Новый храм на Валааме посвящен обретению мощей преподобного Серафима Саровского. Строился по образцу церкви Богоявления, сгоревшей в 2000 году у Нового Иерусалима, которая была построена в 1674 году, а перестраивалась в 1730 году. Особо ценный памятник архитектуры располагался в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Построенная в 2018 году часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского - точная копия утраченной часовни прп. Серафима Саровского, стоявшей на Порфирьевском острове во времена жизни на нем схимонаха Феодора.

Строительство храма продолжалось три года. В 2013 году епископ Троицкий Панкратий осмотрел храм на острове и благословил иконописцев монастыря написать трехярусный иконостас. Московский архитектор Андрей Алексеев сделал обмеры для иконостаса и рабочие чертежи, по которым были заказаны доски для икон.

Иконостас в храме тябловый – это старый тип иконостаса. «Тябло» — искаженное греческое слово «темплон». Конструкция тяблового иконостаса берет начало из Византии. Наиболее широкое распространение тябловые иконостасы получили в XV - XVI веках, когда популярность получил стиль барокко. Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами. На каждом горизонтально расположенном тябле располагается ряд икон. В начале XX века интерес к тябловым иконостасам возродился, а в настоящее время этот вид иконостасов является довольно распространенным.

Иконы решили писать в средневековом древнерусском стиле XV-XVI веков с элементами византийской живописи. Иконописец Георгий Гашев: «Мы ориентируемся на лучшие иконописные образцы расцвета иконописного творчества. С учетом того, что храм деревянный и очень подходит под этот стиль, что должно быть выражено в нежном колорите, плавности линий рисунка, мягкости выражения ликов святых... Иконы XV-XVI веков считаются самыми гармоничными и одухотворенными. Тогда работали прославленный Феофан Грек, Андрей Рублев, «преизящнейший» Дионисий и их последователи».

Поскольку храм освящен в честь преподобного Серафима Саровского, был продуман сюжет «местного» ряда икон. В монастыре решили, что это будет тема пустынного скита и рая. В первом – местном ряду иконостаса расположены «Спас Нерукотворный», «Умиление Пресвятой Богородицы», иконы «Александр Свирский» и «Серафим Саровский». Икона преподобного Серафима Саровского – главная храмовая икона.

Иконописец монах Алипий: «Преподобный старец Серафим еще при жизни стяжал славу святого, хотя не имел церковного сана, с малых лет удостоился видеть саму Царицу Небесную. Иконы Серафима Саровского напоминают о его монашеском подвиге, о тех духовных дарах, которых он сподобился от Духа Святого. За основу взят его образ, предстоящий перед Господом. Изображен он в куколе, чтобы подчеркнуть тему пустыни. Для иконописца важно войти в образ, почувствовать его. Когда молишься, святые подсказывают нам мысли. Бывает, что какая-то деталь не удается, думаешь, ну, как же ее прописать, молишься - и приходит решение. Помолишься перед работой Серафиму Саровскому – и открывается его образ, каким он был, его житие, его подвиги…».

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» Серафима Саровского, была найдена им в лесу, куда он часто уходил для молитвы. Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей» - так называл икону «Умиление» сам батюшка Серафим.

Икона преподобного Александра Свирского тоже выбрана не случайно. Юношей он тайно ушел на Валаам, где и принял монашеский постриг. Удалившись на уединенный остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. Явления Пресвятой Троицы преподобный заслужил своими подвигами. Преподобный Александр Свирский как раз является истинным светильником веры, подвижничества, пламенной любви к Господу, как для своих современников, так и для тех, кто подвизается на Валааме в наши дни. На иконе он также будет изображен в куколе, предстоящий перед Господом.

На Диаконских вратах изображены Иоанн Предтеча (Ангел пустыни) и благоразумный разбойник Рах. Преступник, распятый на Голгофе вместе с Иисусом Христом и Гестасом. Искренне раскаявшись и уверовав в божественность Иисуса, Рах получил от него обещание пребывать с ним в раю, став первым, спасенным из людей, уверовавших во Христа.

Второй ряд иконостаса – праздничный, в нем будут помещены иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.

Третий ряд – Деисусный чин. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Иконография деисусного и праздничного рядов - это классика, которая устоялась веками.

Для икон выбран малахитовый фон. «Фон» в переводе с греческого означает «свет». Это один из вариантов живописного решения. Поскольку храм в лесу, аскетичный, следовательно, он не должен отличаться какой-то торжественностью, а должен быть скромным и сдержанным, поэтому и выбрали такой северный и немножко суровый фон.

Образ прп. Силуана Афонского, одного из величайших русских святых монахов ХХ века, был подарен скиту в день освящения патриархом Кириллом.

Чин освящения храма был проведен в июле 2019 года, во время ежегодного визита в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

История создания.

Первое упоминание о пустынножительстве на острове связано с именем схимонаха Порфирия (Безсонова), который жил здесь в отшельничестве в 1827 - 1828 годах (в 1828 году трагически погиб, провалившись под лед по пути в монастырь, похоронен в ските Всех Святых).

Писатель Михаил Янсен так описывал свое посещение скита: «Вот и Порфирьевский остров. Перед ним – скрытая водой каменная луда. Надо обходить ее, искать дорогу, вот широкий, привольный заливчик с вытащенной в ракитник лодкой. Залитая солнцем полянка, а за ней на взлобочке – часовня преподобного Серафима Саровского. Будто сам угодник стоит здесь и молится над тихим местом, над гладью воды у стены сомкнувшегося леса. Дорожка поднимается полого, и видны тщательно возделанные гряды, кусты смородины. Молодые дубки стоят полукругом поодаль и точно любуются на дорогую часовенку…».

Небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове располагалась близ любимой пустыньки валаамского старца схиигумена Феодора (Пошехова). Часовня, в которой молился старец Феодор, не сохранилась до наших дней. Согласно воспоминаниям современников, «старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем посетителям, с присущей ему простотой преподавал духовные наставления, каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать или чаем, или плодами своего сада и огорода».

В журнале «Русский паломник» дается такое описание Порфирьевского острова: «На берегу внутреннего зеркального озерка, возле мостика — малая церковка. Стоит совсем в лесу, и закрыли ее кроны деревьев... Только крылечко зовет, манит резным навесом и приоткрытой дверью. «Открой, войди, поднимись повыше». И матерински нежно обнимает проникновенная тихость, теплый живой свет лампад и свечей мерцающих. Ласково-умиленно взирает Всемилостивая. Ея Младенец радостно занялся птичкой, что у Него в руке — в той всемогущей деснице, которая поддерживает над бездной Вселенную с её бесчисленными мирами-звёздами, в сиянии тысячей солнц.

Любит О. Феодор Матерь Божию, любит величать, ублажать Ее, Пренепорочную. Отец Иувиан рассказывает: «В минуты духовного восторга Старец изливал свою радость растроганным пением в честь и славу Преблагословенной Заступницы рода Христианского, Пресвятой Девы Марии».

Тихими летними вечерами, когда никого из посетителей уже не оставалось у него на острове, О. Феодор выходил из своего домика и при виде окружавшей его дивной природы, с великим умилением воспевал наиболее любимое им песнопение к Божией Матери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Он пел замечательно чистым, высоким и гармоничным тенором, и пение его было настолько усладительно, что оно казалось неземным — пела сама умиленная душа старца, погруженная в богомыслие и восторженная окружавшим ее величием Божиим, вся премудростью сотворившим... Тот, кто случайно слышал это пение, неведомо для Отца Феодора, тот никогда не забудет его — настолько оно прекрасно и дивно».

В августе 2013 года в фундаменте разрушенной часовенки был установлен крест. Летом 2015 года на этом историческом месте началось возведение храма. За три года были построены основной «объем» храма, заложен фундамент часовни, вчерне сделан келейный корпус, построен причал.

Составитель текста: Наталья Сергеева.

Оставить комментарий