yandex

Сиенский Кафедральный собор (Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии) -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сиенский Кафедральный собор (Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии)
Сиенский Кафедральный собор (Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии)
Местонахождение: Площадь Пьяцца-дель-Дуомо, Сиена, Италия
Название: Сиенский Кафедральный собор (Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии)
Жанр: Архитектура
Год создания: 1196 г.
Эпоха: Средние века, ранняя готика

Описание.

Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии расположен на площади Пьяцца-дель-Дуомо в тосканском городе Сиена. Он является творением замечательных архитекторов – отца и сына, Николо и Джованни Пизано, великолепным памятником итальянской готики и достопримечательностью мирового значения.

Здание собора, дошедшее до наших дней, возводилось с 1215 по 1263 год на месте прежнего, построенного в конце XII века. В своем плане Сиенский собор имеет форму католического креста и состоит из трех продольных нефов, разделенных двумя аркадами из почти двадцатиметровых мраморных колонн, и трансепта. В архитектурный ансамбль собора входят также купольный фонарь, созданный Джованни Бернини, и высокая звонница прямоугольного сечения, завершённая восьмискатным шпилем с двумя башенкам по бокам. Колокольня, городская доминанта, возведена в 1313 году братьями Вентура.

На Западном фасаде можно видеть естественный, гениально выполненный зодчими собора, переход архитектурных элементов романского стиля в готический. Романские полукруглые арки с порталами и треугольными фронтонами переходят в средний ярус с окном-розой и завершаются готическими шпилями. Верхняя часть фасада была выполнена уже в начале XIV века. Справа и слева, в основании центральных шпилей собора размещены статуи Евангелистов, между ними находится Роза с витражом «Тайная вечеря», работы Пасторино де Пасторини (середина XVI века). На центральном фронтоне собора венецианскими художниками Муссини и Франчи выполнена мозаика «Коронование Богоматери» (XIX век). Боковые фронтоны также украшены их работами «Поклонение волхвов» и «Введение во храм Богородицы».

Стены Сиенского собора, по замыслу Джованни Пизано, украшены мраморной облицовкой, чередующиеся полосы белого и черно-зеленого мрамора – в цвет масти коней основателей города, Сениуса и Аскиуса, сыновей легендарного Рема. Сочетание черного и белого цветов стало геральдическим символом города. Боковые стены, восточный фасад и башня оформлены этими символическими полосами, и придают собору устремленность и воздушную ажурность. Отдельные вкрапления красного мрамора в оформлении фасадов усиливают впечатление.

Слева от центрального нефа собора находится место захоронения его создателя, гениального архитектора Джованни Пизано, справа размещен символ города – статуя Римской волчицы, кормящей Ромула и Рема, отца основателей Сиены.

Отдельного внимания заслуживают интерьеры собора. В месте перекрестия центрального нефа с трансептом устроен тёмно-синий звездчатый купол, двенадцать витражных окон на его барабане освещают богатство внутреннего убранства. Кафедра-дарохранительница с семью библейскими сценами, сделанная Николо Пизано, является шедевром скульптуры XIII века. В левом трансепте, недалеко от центра собора, находится композиция с четырьмя сотнями фигур. В левом нефе расположены творения Микеланджело и Донателло, а также знаменитая библиотека Пикколомини, повествующая о жизни папы Пия II, «любимого сына Сиены». В правом трансепте собора находится Капелла «Мадонны Даров», возведенная в честь победы над Флоренцией в 1260 году.

Главной же реликвией собора является «Мадонна Маэста» – «Богородица в славе» Дуччо Буонинсенья. Богородица в окружении ангелов и Святых находилась в Главном алтаре, но сейчас Её образ выставлен в музее собора.

Мраморный мозаичный пол Сиенского собора создавался в течение шести веков. Тематика сюжетов различна – языческие и философские картины, сцены Ветхого и Нового Заветов.

История создания.

Италия в XIII веке стала ареной борьбы городов за земли и власть. Богатая Флоренция была вечной соперницей гордой Сиены, граждане которой всегда верили в помощь и заступничество Богородицы. Именно Ей они посвятили храм, который был грандиознее всех флорентийских построек – Собор Успения Пресвятой Марии. Когда строительство собора уже близилось к завершению, сиенцы получили ультиматум Флоренции – сдать город. Жители Сиены, собрав ключи от всех городских ворот, положили их на алтарь Богородицы, вверяя себя Её защите. И произошло чудо – в битве при Монтаперти , 4 сентября 1260 года, их небольшое войско разгромило флорентийские отряды наёмников. С тех пор жители Сиены не уставали украшать свой собор в знак благодарности Деве Марии.

В 1263 году в Сиенском соборе был возведен купол, через сорок лет – знаменитая колокольня. Возгордившиеся горожане рядом с прежним стали строить и новый собор – Дуомо Нуово. Он должен был стать более грандиозным, чем собор Святого Петра в Ватикане. Целое десятилетие возводились его гигантские стены, пока чума 1348 года не выкосила почти всё население города, и он был вынужден всё-таки покориться Флоренции. Недостроенная стена осталась рядом с Сиенским собором, как напоминание о наказании за гордыню.

Для украшения своего знаменитого собора, граждане Сиены приглашали прославленных итальянских мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась и в XIX веке, когда фронтоны были украшены позолоченными мозаиками, и в XX столетии, когда была отлита из бронзы дверь Главного входа с барельефом «Прославление Богородицы». В 2006 году, во время реставрации, были восстановлены все декоративные элементы, создаваемые в течение восьми столетий. Сегодня Сиенский Кафедральный собор – это и действующий храм, и музейный комплекс, имеющий восемь основных экспозиций.

Составитель текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий