Шествие волхвов - Гоццоли, Беноццо (Беноццо ди Лезе ди Сандро)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Шествие волхвов
Шествие волхвов
Автор: Гоццоли, Беноццо (Беноццо ди Лезе ди Сандро)
Местонахождение: Капелла Медичи, Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Произведение: Шествие волхвов
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1459-1461 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Один из важнейших моментов евангельской истории художник представил в виде шумной процессии и торжественного шествия, включив в него, в образе волхвов и их свиты, заказчиков росписи - членов семьи Медичи, восхвалив тем самым их усердие, щедрость и Боголюбие. Сюжет помещен в стилизованный тосканский пейзаж, в котором угадываются очертания окрестностей Флоренции.
Входящего в капеллу встречает идущий ему навстречу длинный кортеж, который извиваясь по горному серпантину, спускается сверху вниз, из глубины на передний край фрески. В процессии участвует около 150 фигур. Процессия началом и концом смыкается у алтаря, уходя своими краями из поля зрения и образуя как бы непрерывное кольцо. Узкое пространство помещения мастеру удалось расширить за счёт пейзажного фона. Композиция оживляется охотничьими сценками, отчего фреска приобретает схожесть с торжественным выездом двора на охоту.
Во главе процессии молодой всадник, это самый младший из волхвов, его облик срисован с Лоренцо Великолепного. За ним, два беседующих всадника, один из них - Пьеро Медичи, сбруя его коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper». Второй, предположительно, его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи. В свите находится человек, на шапке которого написано «Opus Benotti», это автопортрет художника, пожелавшего также включить себя в число несущих дары Младенцу Христу. Второй волхв, по мнению большинства исследователей, византийский император Иоанн VIII Палеолог, участник Флорентийского собора (1438-1445). Три юных пажа в свите второго волхва предположительно сестры Лоренцо — Бьянка, Наннина и Мария. Считается, что в образе старшего волхва изображен константинопольский патриарх Иосиф II.

История создания


Капелла Волхвов в палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция) была расписана Беноццо Гоццоли в 1459-61 годах. В образе евангельских персонажей на фреске изображены члены семьи Медичи и многие их современники. Изучение писем показало, что художник скрупулезно выполнил пожелания заказчика Пьеро Медичи. Роспись, задуманная как единая декорация, покрывает все стены сплошным ковром.
Смысловой центр капеллы — алтарь, с расположенным в нем алтарным образом работы Филиппо Липпи «Рождество». Три остальные стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы. Вместо традиционной темы поклонения и принесения даров, показана более редкая тема их путешествия, которой здесь предана форма триумфальной процессии. Стиль Гоццоли консервативен, в нем представлены традиции интернациональной готики, ощущается влияние Джентиле да Фабриано и Пизанелло.

Отношение автора к вере

По замечанию Вазари, Беноццо Гоццоли хотя и был превосходным и трудолюбивым живописцем, однако не принадлежал к числу выдающихся. От своего учителя, одаренного доминиканского монаха Фра Беато Анжелико он перенял эстафету серьезного многолетнего служения религиозному искусству в духе христианского благочестия, которому с глубокой личной убежденность, самоотдачей и сердечным горением следовал всю жизнь. С этой позиции живопись Гоццоли следует рассматривать как шедевры высокого и гармоничного единства композиции, тщательности и тонкости рисунка с непрерывным прославлением божественного творения, явленного в красоте природы и в деяниях человека.
Вазари, скупой на похвалы к собратьям-художникам, утверждает, что жил Беноццо "всегда весьма добродетельно, как подобает истинному христианину, и провел всю свою жизнь в почтенных трудах. За это, а также за его хорошую манеру и высокие качества как живописца его долго поминали добром".

Биография

Беноццо Гоццоли родился в 1420 году во Флоренции, в семье портного. Настоящее имя художника — Беноццо ди Лезе ди Сандро.

Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. Согласно Джорджо Вазари, учителем Гоццоли был Фра Анджелико с которым Гоццоли работал совместно над фресками монастыря Сан-Марко.
С 1444 по 1447 годы художник участвовал с Лоренцо и Витторио Гиберти в создании рельефов бронзовых дверей флорентийского баптистерия. В 1447 году по приглашению папы Евгения IV в сотрудничестве с Фра Анджелико расписал фресками одну из капелл Апостольского дворца в Ватикане. В 1448 Гоццоли и Фра Анджелико работали над созданием фресок в капелле Никколина. Последней их совместной работой стали фрески капеллы Сан-Брицио в соборе Орвьето.
В 1450 году Гоццоли перебрался в Умбрию и начал работать самостоятельно. Папа Николай V заказал ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато , где он провёл три года.

С 1453 по 1459 годы Гоццоли работал в разных городах Италии: им написаны фрески для монастыря в Витербо, украшен алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию для росписи стен церкви в их дворце. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи.

В 1464 году, только что женившись на Лене ди Лука ди Джакопо Чьего, Гоццоли перебирается в Сан-Джиминьяно. Там он написал цикл фресок для городской церкви, изображающих сцены жизни святого Августина, а также фреску на тему мученичества святого Себастьяна для собора Сан-Джиминьяно. В 1467 году Гоццоли покинул Сан-Джиминьяно и отправился в Пизу. Именно там он создаст своё самое монументальное произведение — цикл фресок для кладбища Кампосанто.

В 1495 году, после вторжения в Италию Карла VIII, Гоццоли был вынужден покинуть Пизу и вернуться во Флоренцию. Затем, в 1495 году, он отправляется в Пистою, получив очередной престижный заказ: украсить фресками интерьер городской ратуши. Эта работа останется незавершенной: 4 октября 1497 года Гоццоли отошёл ко Господу, завещав своё имущество дочери. Причиной смерти, вероятнее всего, стало заболевание чумой. Его тело предали земле в Пистое, в монастыре Сан-Доменико.

Автор текста: Ольга Северинова



Оставить комментарий