Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Огненный венец сияет на голове Шестикрылого Серафима, драгоценным узором переливается оперение могучих крыл. Лик его неподвижен, взгляд широко распахнутых глаз суров. Руки воздеты в молении. В одной из них, обвитой змеей, он держит меч, в другой - кадило с горящими угольями. Сталь источает ледяной холод, споря с вещим, завораживающим и грозным светом лампады. Атрибуты, с которыми изображен ангел, указывают на литературный источник, к которому восходит сюжет картины - известное стихотворение Александра Пушкина «Пророк».
В Ветхом завете, в книге пророка Исайи, рассказывается о видении им престола Господа, окруженного Серафимами, занимающими самое высокое место в иерархии ангельских чинов. Один из них взял с жертвенника уголь и, подлетев к Исайе, коснулся его уст со словами: «И беззаконие твое отделено от тебя, и грех твой очищен...». Так Исайя был очищен от грехов и подготовлен к пророческому служению.
Во всем облике Серафима торжественное, внеземное величие. Монументальность полотна Врубеля, его композиция, сам характер живописи, напоминающий мозаику, говорят о связи с традициями византийско-древнерусского искусства. Сложная техника, колорит и эффект внутреннего света - все вместе создает ощущение, что перед нами витраж, освещенный извне.
История создания.
«Шестикрылый Серафим» стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Картина создавалась в стенах университетской клиники В.П.Сербского. Сюжет был навеян не только известным стихотворением Пушкина «Пророк», но и тяжелыми, сложными и откровенно безумными сновидениями. Многие искусствоведы считают, что именно эта работа мастера стала вершиной его многогранного творчества.
В последние годы жизни тема пророчества неоднократно возникала в творчестве Врубеля. Сам мастер считал, что талант художника и его призвание должны быть подобны дару и миссии пророка. Возможно поэтому нечто судьбоносное есть и в образе Серафима. «Огнеподобный» посланник, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, словно напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению – «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами».
В возвышенном строе картины, в свойственной ей истовости чувства ощутим отблеск переживаний Врубеля периода работы над холстом «Демон поверженный». Изумительный по красоте колорит произведения воспринимается как воспоминание о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми художник любовался в дни своей юности. Работа написана поверх композиции 1901 года «Пасхальные голоса».
Отношение автора к вере.
Михаил Врубель жил в то непростое время, когда говорить о религии среди образованных людей стало немодно. Возможно, следование общим тенденциям времени, сыграло свою роль и повлияло на мироощущение Михаила Александровича. Лишь творчество стало для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В душе художника жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Однако притягивало живописца отнюдь не светлое духовное начало, а сломленный мятежный дух тьмы. Будучи человеком со сложным характером, Врубель не отличался особой набожностью: занимаясь росписью Кирилловской церкви, живописец отмечал в разговорах со своими близкими некую отчужденность, которую он испытывал по отношению к религиозным обрядам. В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды». Эскизы оформления Владимирского собора в Киеве, сделанные Врубелем, не были приняты — в обликах святых слишком явно проступали земные, а то и вовсе тревожащие взор и смущающие душу образы. Странно, но именно работая над росписью церквей, художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это мифические существа, посланники. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. Но в этом понимании сути бесплотных сил и крылась глубокая трагедия художника - понятия добра и зла странным образом перепутались в сознании живописца.
В 1902 году врачи выносят Врубелю роковой диагноз – «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница. Все, что оставалось художнику, отошедшему от Бога, взывать с мольбами к своей любимой жене:
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…».
Биография.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В 1884 году Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе -1886). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора - «Надгробный плач» и «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 году художник приехал в Москву. Здесь он познакомился со знаменитым меценатом С.И.Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890) и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю.Лермонтова (1891).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902).
С 1902 года начались долгие периоды душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904). Неоконченным остался портрет поэта В.Я.Брюсова (1906) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.