Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Произведение нидерландского художника эпохи Средневековья Робера Кампена на тему рождения Христа является необычной и своеобразной интерпретацией евангельского сюжета. На картине перед зрителем предстаёт совсем юная Дева Мария в белоснежных одеяниях с золотистой каймой, Она стоит на коленях возле Младенца, вознося в молитве руки к небесам. С нежностью и любовью взирает Богородица на Своего новорождённого Сына. Христос лежит на маленьком пучке соломы прямо на земле, не прикрытый никакими пеленами – кажется, что Он вот-вот родился и проживает первые минуты Своей земной жизни.
Над Иисусом склонился Его приёмный отец, Святой Иосиф. Он заслоняет рукой пламя свечи от ветра и с умилением разглядывает Дитя. В отличие от традиционной сцены, часто встречающейся на полотнах живописцев, Кампен привносит двух новых персонажей: это женщины-повитухи, которые были призваны помочь Деве Марии в рождении Младенца. Обе одеты богато, что выдаёт их знатное происхождение. Пришедшие поклониться Христу пастухи с любопытством и удивлением выглядывают из распахнутых ворот. Художник прекрасно передаёт различные эмоции, которые они испытали, увидев явившегося в мир Царя.
Ангелы небесные, свидетели чуда Божьего, парят над фигурами людей и Младенцем, возвещая Благую весть. В хлеву лежит телёнок, довершая пасторальные мотивы произведения. Всё действие разворачивается неподалёку от города: его Кампен изобразил по излюбленным средневековым канонам – с неприступной каменной стеной, башнями и замком на высоком холме. Виднеется река и лодка с парусом, сияет солнце – вся картина вызывает теплые и радостные чувства, обилие деталей позволяет вновь и вновь рассматривать эту удивительную работу Робера Кампена.
История создания
«Рождение Христа» Робер Кампен создал в 1425 году, будучи уже зрелым мастером живописи. Картина имеет довольно небольшой размер – всего 87 х 70 см. и выполнена маслом по дереву. Она посвящена одному из главных событий новозаветной истории – рождению Спасителя. Художник несколько отошёл от традиционного изображения. В своей работе он использовал рассказы из книги «Золотая легенда. Жития святых», которая была составлена монахом-доминиканцем, епископом Генуи Иаковом Ворагинским в середине XIII века.
Этот сборник был основан на канонических и апокрифических материалах Библии и был одним из любимых произведений в Средневековье после Священного Писания. Робер Кампен заимствовал из «Золотой легенды» для сюжета картины две интересные фигуры – повивальных женщин. Согласно преданию, когда пришло время родить Пресвятой Деве Марии, повитухи по имени Зебель и Саломеябыли приглашены Иосифом помочь Ей. Зебель, осмотрев Марию, была очень удивлена тем, что видит перед собой непорочную Деву, но Саломея ей не поверила. И, протянув руку, чтобы убедиться самой, вдруг увидела, как рука её отсохла за неверие. Позднее Саломея была исцелена, прикоснувшись к рождённому Младенцу по велению ангела.
На полотне художника можно увидеть, как одна из повитух стоит на коленях, а другая протягивает к Иисусу правую руку в надежде получить избавление от недуга. Несмотря на не совсем каноническую сцену, благодаря таланту Кампена, она получилась очень трогательной и умиротворённой, отлично передавая тихое торжество рождения Христа.
Отношение автора к вере
Вся художественная деятельность Робера Кампена была связана с религиозной живописью. Его работы, выполненные на те или иные христианские сюжеты, отличаются высокой степенью мастерства и реалистичностью изображения. Художник передавал образы святых, максимально приближая их к обыкновенным людям. Таким образом, персонажи картин Кампена становились более понятными его современникам.
Мастер стремился отразить на холсте не только происходящие события, но и показать глубокие эмоциональные переживания, которые испытывали герои (как, например, в композиции «Положение во гроб», где даже Ангел Божий, стоящий у гробницы Христа, изображен плачущим). Используя различные бытовые детали в интерьере своих картин, живописец наполняет их символическим значением: книга с раскрытыми страницами напоминает о Божественной мудрости, пламя очага – о жертвах, приносимых за грех в Ветхом Завете, вода символизирует новозаветное крещение и т.д. Поскольку сама биография Робера Кампена не позволяет делать конкретные выводы о его личных взаимоотношениях с Богом, его произведения – то, что передаёт внутренние духовно-нравственные искания самого автора и отражает его религиозные переживания.
Биография
О жизни и творчестве нидерландского мастера Робера Кампена сохранилось не так много информации. Предположительно родился он в 1378 году в городе Валансьен. Живописи обучался в Дижоне, первое упоминание имени художника в архивах относится к 1406 году. Известно, что в 1410 году он приобрёл несколько домов в городе Турне, что свидетельствует о его благополучном материальном положении. Большое количество заказов позволило ему непрерывно совершенствовать свои творческие способности.
Помимо большого числа религиозных работ Кампен также занимался портретами, но они не были приоритетным направлением его деятельности. В 1418 году живописец открыл собственную художественную мастерскую, где среди его учеников особо выделяются знаменитые Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Р. Кампен считается основоположником Северного Возрождения, однако, есть затруднения с идентификацией произведений мастера, поскольку он не ставил на них свою подпись. Основные работы, автором которых считается Кампен – это створки Флемальского алтаря, триптих Мероде, створки алтаря Верля.
Есть сведения, что в 1423 году художник принимал участие в восстании горожан г. Турне против власти патрициев, после чего он вошёл в состав городского правления. Позднее же, после восстановления патрициев, он подвергся гонениям, при этом не прекращая своей творческой активности. Скончался Р. Кампен 26 апреля 1444 года в Турне. Его вклад в развитие средневековой нидерландской живописи по праву считается выдающимся, картины живописца сейчас находятся в коллекциях различных музеев и галерей по всему миру.
Автор текста: Татьяна Абрамова.