Рожь - Шишкин Иван Иванович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Рожь
Рожь
Автор: Шишкин Иван Иванович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Рожь
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Русский реализм
Дата создания: 1978

Описание произведения.

Дорога – популярный мотив в творчестве русских художников. В исполнении И.Шишкина, петляющая среди безбрежного поля ржи проселочная тропа, обретает особую монументальность, так что становится одним из символов русской жизни в целом. Тональность картины спокойная, сдержанная. При этом автор соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание в древнерусском искусстве связывается с изображением мира Горнего. Исходя из этого символического цветового значения, художник показывает через русскую природу - природу божественную.

Земля напоена зноем, ощущается сухой жаркий ветер, о нем говорят и волны, прокатывающиеся по колосящейся золотистой ржи, и затягивающие небо облака. Всё это создает предощущение грозы. Структурирующим компонентом пейзажа выступают столь любимые Шишкиным сосны. Их стволы грациозны и монументальны. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.

“Однажды в субботу Иисус проходил через засеянные поля, и Его ученики начали срывать по дороге колосья. Фарисеи сказали Ему: — Смотри! Почему они делают то, что не разрешается делать в субботу? Иисус ответил им: — Разве вы никогда не читали о том, что сделал Давид, находясь в нужде, когда он и его спутники проголодались? Это произошло при первосвященнике Авиатаре. Давид вошел в храм и ел священный хлеб, который нельзя есть никому, кроме священников, и также дал его своим людям! (“И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то хлеб останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы”. (1 Цар.21:5-6)).

И добавил: — Суббота создана для человека, а не человек для субботы. Так что Сын Человеческий — Господин и над субботой!”. (Мат.12:1–8; Лк.6:1–5).

История создания.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой им в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание и основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». Перед нами типично русский пейзаж, призванный отразить эти состояния.

Если рассматривать картину в свете общественных и художественных тенденций, происходивших в среде передвижников, то к концу 1870-х годов возникла потребность в светлых положительных идеалах, и пейзаж отлично заполнил эту лакуну. Дорога Шишкина – это уже не печальный, скорбный путь. В ней нет тоски и безысходности. Настроение картины – скорее благодарение жизни, наслаждение безбрежным простором, любование Родиной.

Предтечей этой картины можно считать, написанный почти десятилетием раньше, пейзаж "Полдень. В окрестностях Москвы". Здесь уже намечена та же тема: широта безбрежных просторов, радость простой жизни, озаренной светом и солнцем. Однако у Шишкина нет идеализации, он остается величайшим реалистом. Скорее, перед нами взгляд на русскую действительность с радостной стороны.

Картина экспонировалась на VI Передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, в том же году была приобретена П.М.Третьяковым. Иван Крамской в письме к Репину, обсуждая экспонировавшиеся работы, заявил: «Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи, по внутреннему своему достоинству, располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина «Рожь»».

Отношение автора к вере.

Иван Иванович Шишкин родился в глубоко религиозной семье, потому с юношеских лет ему посчастливилось зажечь в своем сердце искру веры. Отец художника был человеком высоких нравственных и деловых качеств. Он трижды избирался на пост городского головы, на собственные средства построил для елабужан деревянный водопровод, часть которого действует и поныне. В основном на свои сбережения, в 1867 году отреставрировал разрушавшуюся башню болгарского городища близ Елабуги, где находился когда-то Троицкий монастырь. Мать художника всю жизнь посвятила воспитанию детей, заботам о доме. После воскресной Литургии мать семейства поджидала и кормила нищих - таков был обычай, соблюдаемый во всех елабужских купеческих семьях, в память об отошедших ко Господу сродниках. Впоследствии этот пример жертвенной, милосердной христианской жизни станет ориентиром для самого художника.

Свой творческий путь Ивану Шишкину посчастливилось начать под руководством художника А.Н.Мокрицкого. В. Перов, учившийся в Москве вместе с Шишкиным, записал слова Мокрицкого: «Кто хочет быть истинным, то есть великим, художником, тот должен последовать Христу – взять крест и нести его, отречься от благ мирских и любить искусство». Отсюда понятно, что не тщеславие продиктовало Шишкину ответ на вопрос репортера газеты в 1893 году: «Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником». Очевидно, что Иван Иванович понимал большую ответственность, которую он нес перед Богом за данный ему талант.

Биография.

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга, в купеческой семье. В 12 лет, по настоянию отца, был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

В 1852 году перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А.Н.Мокрицкий. После окончания курса (1856) талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге, в Академии художеств. Его обучением руководил С.М.Воробьёв. Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии, ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 году художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 году, до истечения срока своего стипендиатства.

В России художнику было присуждено звание академика (1865). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса» (1867), «Рожь» (1878), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898) и многие другие.

Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал, с художественной целью, путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

Живописец ушел из жизни 20 марта 1898 года, в Петербурге.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.





Оставить комментарий