Рахиль - Микеланджело Буонарроти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Рахиль
Рахиль
Автор: Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)
Произведение: скульптура «Рахиль»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1542 г.
Эпоха: Возрождение, Итальянский Ренессанс / раннее барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Статуя «Рахиль» представляет собой мраморную скульптуру ветхозаветной праматери Рахили, которая была второй женой Иакова, и стала матерью его двух сыновей (Иосифа и Вениамина). Высота статуи составляет 2, 09 м. О Рахили повествует ветхозаветная книга Бытия. В своей скульптуре Микеланджело стремился подчеркнуть отрешённость Рахили, ибо она являет собой образ глубокого созерцания. Её руки сложены в молитвенном жесте, лицо обращено к небу. Возможно, в этот момент Рахиль умоляет Господа разрешить её чрево и послать ей ребёнка, так как она долгое время была неплодной. Своей левой ногой Рахиль опирается на ступеньку. Её фигура согнута S-образно, чем подчёркивается её немощь и болезненность. Голова и плечи Рахили покрыты омофором, длинное просторное платье полностью покрывает ноги, спускаясь ниже пят. Микеланджело создал «Рахиль» спокойной, изящной и возвышенной. Скульптору удалось воплотить в своём произведении библейские слова: «Рахиль была красива станом и красива лицем» (Быт. 29:17).

История создания

Скульптура «Рахиль» была создана Микеланджело для гробницы римского папы Юлия II около 1542 года. Мастер работал над ней около одного года. Статуя «Рахиль» размещена в нише справа от «Моисея», который был центральной статуей проекта.

Гробница папы Юлия II —это усыпальница папы римского Юлия II в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, которая была полностью спроектирована и создана Микеланджело. Договор был заключён в 1505 году, а работа была завершена в 1545 году. Существует не менее шести проектов гробницы, разработанных скульптором.

Известно, что папа Юлий II сам заказал Микеланджело свою гробницу, желая, чтобы она превзошла великолепием все мавзолеи мира. Микеланджело, будучи увлеченным, задумал сначала колоссальное сооружение с десятками статуй и папа на первых порах его поддерживал. Однако независимость художника, требовавшего свободы действий, приводила к постоянным столкновениям. Микеланджело то изгоняли из Рима, то вновь призывали: его отношения с капризным и вспыльчивым папой были достаточно трудными.

Всего Микеланджело успел сделать только три статуи — Моисея, Рахили и Лии. Надгробие установили в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, где папа Юлий II служил при жизни, а не в соборе Святого Петра, как планировалось ранее.

Отношение автора к вере

Знаменитый итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт и мыслитель Микеланджело был воспитан в католической христианской традиции, от которой не отступал на протяжении всей своей жизни. Произведения Микеланджело считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Он прожил почти 89 лет, за которые успели смениться тринадцать Пап Римских, причём скульптор выполнял заказы для девяти из них.

Наибольшую мировую известность получили как раз его произведения, посвящённые религиозной тематике. Это, прежде всего, скульптуры библейских персонажей, выполненные для гробницы римского папы Юлия II: «Лия», «Рахиль», «Моисей». В его работах «Давид» и «Пьета» мастерство скульптора было оценено особо высоко. Например, Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

О вере великого скульптора свидетельствуют его последние прижизненные слова: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Микеланджело отличался нестяжательностью, трудился исключительно из любви к искусству. Известно, что за свои труды по украшению собора Святого Петра в Ватикане он не просил никакого вознаграждения.

Биография

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444—1534). Дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции.

В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).

Год спустя Микеланджело перешёл в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознал талант Микеланджело и покровительствовал ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находился при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии. Также он дружил с Джованни и Джулио Медичи. Возможно, именно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвратился домой. В 1494—1495 годах Микеланджело жил в Болонье, где создал скульптуры для раки святого Доминика.

В 1495 году он возвратился во Флоренцию, где правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создал скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио купил мраморного «Купидона» Микеланджело и пригласил художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибыл 25 июня. В 1496—1501 годах он работал над произведениями «Вакха» и «Римской Пьетой». В 1501 году Микеланджело вновь возвратился во Флоренцию. Там он выполнил работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 им были выполнены следующие работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», а также начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году он заканчивает работу над «Давидом», после чего Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; потому что тот заказал ему гробницу. За этим последовало восьмимесячное пребывание в Карраре и выбор необходимого для работы мрамора. С 1505-го по 1545-й годы мастер работает над гробницей, для которой им создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия», «Рахиль».

В апреле 1506 года он вновь возвратился во Флоренцию, а в ноябре следует его примирение с папой Юлием II в Болонье, после чего Микеланджело получилзаказ на бронзовую статую Юлия II. В мае 1508 года по просьбе Юлия II он отправился в Рим для написания фресок потолка в Сикстинской капелле, над которыми он работал до октября 1512 года. В 1513 году умер папа Юлий II. Джованни Медичи стал папой Львом Х. Микеланджело заключил новый договор на работу над гробницей Юлия II.

В 1514 году скульптор получил заказ на произведение «Христос с крестом» и капеллу папы Льва X в Энгельсбурге. В июле 1514 года Микеланджело вновь вернулся во Флоренцию. Ему поступил новый заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписал третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1520—1534 годах скульптор работал над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектировал и строил Библиотеку Лауренциана. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия. Но, безусловно, наиболее важным заказом было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра. 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли. В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года во францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.

Автор текста: Сарра Биллер

Оставить комментарий