Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О пророке Валаа́ме говорится в книге Чисел как о прорицателе из города Пефор, расположенного в верховьях Евфрата. Согласно библейскому тексту, царь Моава Валак призвал Валаама предать проклятью израильтян, готовившихся вступить в Землю Обетованную.
Когда Валаам выехал к Валаку, то ослица, на которой он ехал, увидела ангела, стоящего на дороге с обнажённым мечом, и остановилась. Когда рассерженный пророк стал бить животное, ослица заговорила с Валаамом. Тогда открылись его глаза, и он сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не стал проклинать, но троекратно благословил израильтян.
На картине Джордано Валаам показан старцем. Темный плащ закрывает его с головы до ног. Загорелое лицо, обнажившиеся во время езды руки и колени, показывают человека привычного к физическому труду. Левой рукой Валаам держит ослицу за узду, а правой погоняет кнутом. Джордано, как искусный анималист, придал животному понимающий и разумный вид, что соответствует толкованию этого эпизода. В данном случае неразумное животное оказалось разумнее пророка, ослушавшегося повеления Божия.
Напротив стоит ангел, невидимый Валаамом. Его левая ладонь приподнята в предостерегающем жесте. В правой руке ангела изображен меч, готовый к поражению. Общий фон картины темен - таким образом, художник показывает мрак ночи, в котором сливаются силуэты предметов.
История создания
Картина "Путешествие пророка Валаама" написана Лукой Джордано в 1666 году. Годом ранее, в 1665 году, художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. Полотно принадлежит к ранним работам художника, где в рисунке и композиции ощущается влияние его учителя Х. Рибера. Также на ней видно увлечение Джордано караваджистской непрозрачной светотенью, которой смоделированы фигуры персонажей, выступающие из темного фона.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник -апостол и евангелист Лука. Думается, что выбор родителями имени был не случаен. Отец так же был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства учил сына живописи. Когда Джордано состоится как мастер, он будет принят в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущую душу и окружение, в котором рос Джордано, - историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же работы художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая высоту отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос назвал сынами грома - Воанергес (Мк. 3:17).
Художником исполнено множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению своих зрителей. Поэтому, кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, изгоняющий демонов».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым его учителем был отец, живописец "средней руки". Потом Лука в течение девяти лет учился в мастерской у Хусепе Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, и поступил под руководство Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познаний, но и вооружила виртуозным техническим опытом.
В 1655 году, в возрасте 23 лет Джордано написалдля церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Святого Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами. Наряду с живым воображением, виртуозным и точным рисунком, замечательным колоритом, в его живописи очевидно влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Немецкую Академию», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Мадриде Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн Ретиро, ризницу собора в Толедо, капеллу церкви Нотр-Дам дАтоха и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена в Неаполь, он покинул Мадрид. Лука Джордано умер 12 января 1705 года и погребен в церкви Святой Бригитты в Неаполе.
Автор текста: Ольга Северинова.