Псалтирь, псалом 45 - Ириней (Пиковский) иеромонах

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Псалтирь, псалом 45

Ириней (Пиковский) иеромонах Псалтирь, псалом 45
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Многое в этом псалме напоминает псалом второй, где есть обещание защиты от Бога, которая будет дарована царю. Эта защита приходит в лице Самого Бога, Который, как бы появляется в столице.

Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.

Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

(Пс. 45:5,6)

Сорок пятый псалом полон уверенности в постоянной защите от Господа, что видно в многочисленных словах, выражающих чувство безопасности. Например, псалом начинается с таких слов:

Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах…

(Пс. 45:2)

Потом та же мысль повторяется в припевах: "Господь Сил с нами", - этим припевом заканчивается каждая строфа. За Богослужением православной церкви мы тоже встречаем рефрен: "Господи Сил, с нами буди".

Как видно, псалом делится на части - дважды повторяется припев "Господь Сил с нами", но его почему-то нет между четвертым и пятым стихами. Создается впечатление, что он там был изначально, но при последующей переписке его пропустили. Если бы сохранился этот припев, тогда мы получили бы трехчастный псалом.

Итак, Господство Бога видно повсюду: над природой, над нападающими на Его город врагами и над всем воюющим миром. Израиль наслаждался миром, но когда к Иерусалиму подступили враги, благодаря могущественной помощи от Господа они прошли мимо.

Исторически, это может относиться к внезапному поражению объединенного войска Ассирийского и Северного царства во времена царя Охаза. Также этот псалом нам напоминает пророчество Исаии о поражении ассирийцев. В сорок пятом псалме есть много точек соприкосновения с пророком Исаией. Например, выражение пророка "Господь с нами" созвучно по-еврейски с тем, что стало именем собственным - Эммануил.

В данном псалме Бог также получает именование Господа Воинств - Саваоф. Этот титул был характерен для периода царей. Словосочетание "Господь Саваоф", как считают некоторые исследователи, впервые появляется в Библии на устах Анны, матери пророка Самуила.

Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,

посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей.

Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.

(Пс. 45:2-4)

Бог среди нас, чтобы дать возможность слабым стать сильными.

Слова "скорый помощник" не передают всех тех оттенков надежности и своевременности, которые присутствуют в древнееврейском и древнегреческом текстах. Там буквально сказано "Бог наша скорая помощь".

Образ неизменности Бога изображается с помощью двух наиболее неизменных и неуязвимых вещей - земли и гор. Эти символы твердыни противопоставлены символу моря, которое являет обратный образ - неустойчивости, внезапной опасности, стихийности, страстности.

Однако, у любого моря есть свой предел, поэтому этого бушующего моря не стоит бояться. Бог поставил землю на твердых основаниях, но даже если и горы, и небеса поколеблются, Бог останется таким же. Он - вечный.

Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.

Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.

Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш.

(Пс. 45:5-8)

"Град Божий" - это объединяющая тема для разных групп псалмов.

После описания шумных вод моря автор псалма переходит к описанию шумных народов и осажденного Божьего града.

Рядом с Богом воды больше не устрашают - превращаются в живительные реки, которые, "веселят град Божий". По книге пророка Исаии, с помощью "тихих вод" - Бог обеспечивает водоснабжение осажденных в Иерусалиме, в то время как "бурные реки" - это символ многочисленных войск Ассирийского царя.

Избрание Давида в особые помазанники, равно как и избрание Сиона в жилище Себе - это примеры особого предпочтения Бога.

Бог продолжает заботиться о своих избранниках, поскольку на Сионе расположен храм, Бог любит Сион больше всех остальных городов.

Мысль, что Сион - город Бога, как Великого Царя, объединяет Ветхий и Новый Завет. В Евангелии от Матфея на устах Иисуса Христа мы встречаем соответствующие слова, что Иерусалим - это город Великого Царя.

Обещание, что Сион, не поколеблется, противопоставляется шатанию земли и гор, а также разрушению других царств, гораздо более впечатляющих, чем маленький во всех отношениях Сион.

Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.

Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш.

(Пс. 45:6-8)

Бог, словно с самого раннего утра начинает Свое дежурство в храме - на зависть всего остального мира. Слова "рано утром" напоминают чудесное избавление израильтян, когда на рассвете море повернулось назад, чтобы поглотить армию Египта. Зло, которому присуща нестабильность, стихийность, смятение и бурление, приводится к добру и покою по слову Всевышнего.

Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.

(Пс. 45:7)

Словом Божиим были сотворены небеса и все воинство их, Его же словом могут быть стерты с лица народы и царства.

Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш.

(Пс. 45:8)

Это припев, который потом снова повторяется в конце псалма, в двенадцатом стихе. Вполне возможно, что изначально такой припев был между четвертым и пятым стихом и, таким образом, псалом делился на три строфы.

"Господь сил с нами", - это говорит о мощи сил Божиих. Какие силы здесь имеются в виду - войска израильские или Небесные воинства? В любом случае, они - орудия в руках Божиих.

" Бог Иакова - заступник наш", - вторая половина стиха упоминает Иакова, избранного Богом. В восьмом и двенадцатом стихах понятие Заступник подразумевает недоступную высоту - убежище на неприступной скале или за высокими стенами города.

Придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле:

прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем.

Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова.

(Пс. 45:9-12)

"Придите и видите дела Божии", - это не только приглашение к созерцанию тех побед, которые уже совершались рукой Божией, но и в предвкушение будущих побед. Упоминаемый здесь глагол "видеть" обычно используется для указания на некую пророческую, духовную интуицию. Результат наведения порядка Богом - это мир, но для прекращения войн на земле Ему порой приходится применять силу, опустошать.

Особенность данного псалма заключается в том, что Бог применяет не только мягкие слова и убеждения для прекращения войны, но и производит принудительное разоружение войск. Смена отношения и поведения Бога с мягкого и спокойного к решительному и деятельному характерна и для других текстов Священного Писания.

Мы встретим эти слова и у пророка Исаии, и у Апостола Петра. "Громогласные, остановитесь!" - это не утешение для преследуемых, а обращение к миру стихий, которые стали терять над собою контроль. "Тихо, перестаньте!" - это похоже на команду бушующему морю.

Интересно, что данный псалом, - как и пророк Иеремия, - за словами "перестань, успокойся" подразумевают людское море вооруженных людей, в то время как Христос словами "умолкни, перестань" буквально обращается к бушующему морю, причем после Его слов "ветер утих и сделалась великая тишина".

Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова.

(Пс. 45:12)

Заключительный стих, добавляет силу к утверждению, что "Бог сил с нами". На Великом Повечерии с чтением канона Андрея Критского вы услышите фразу "Господи сил с нами буди" и другие характерные выражения, взятые из разобранного нами псалма.

Данный псалом завершает шестую кафизму, но, как мы увидим дальше, по смыслу он объединяется со следующими двумя псалмами. Почему так?

Шестая кафизма это практическое деление Псалтири, а не смысловое деление Псалтири на трехпсалмия. Это древнейшее деление в Византийской церкви, оно появилось раньше, чем появились кафизмы, которые теперь делят Псалтирь на двадцать частей и объединяют в себе примерно по девять псалмов.

В данной связи, обратите внимание, что Часы в храме читаются по три псалма. Шестопсалмие - это два умножить на три. В Египте в IV веке был чин пения двенадцати псалмов. Все это следы древнейшего деления Псалтири на три.

После окончания каждой очередной третьей части в данном делении пелось: "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже", - этот характерный припев мы встречаем и самых последних стихах Псалтири. Мы с вами говорили о том, что сама Псалтирь – "Книга хваления" - получает свое наименование в еврейской традиции как раз от слова "хвалить".

Preloader
Preloader

Оставить комментарий