Псалтирь. Псалом 35 - Ириней (Пиковский) иеромонах

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Псалтирь. Псалом 35

Ириней (Пиковский) иеромонах Псалтирь. Псалом 35
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Псалом 35-й в чём-то повторяет идею 1-го псалма. Начинаются 1-й и 35-й псалмы описанием нечестивых, а затем утверждением, что путь нечестивых погибнет, беззаконники будут низринуты и не смогут встать. В заголовке 35-го псалма Давид назван «рабом Господним». Это же выражение встречается и в предыдущем псалме, авторство которого традиционно ассоциируется с Давидом. Псалом 35-й показывает, что наряду с праведниками в мире сосуществуют нечестивые, у которых нет страха Божия; однако, верующим людям они не страшны, поскольку их охраняет милость Божия, простирающаяся до небес. Благость Божия проявляется в том, что Бог не только заботится о теле человека – даёт тень во время зноя, пищу от Своих щедрот и утоляет жажду, но и о душе – дарует человеку свет знаний правды Божией. Благодаря милости Божией, можно с уверенностью ожидать поражения гордецов и беззаконников. Таково основное содержание псалма.

«Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» (Пс. 35:2-5).

Данные стихи пересказывают греховное утверждение какого-то злого человека или, возможно, группы лиц. Здесь, как и в других псалмах, речь идёт о тех безумцах, которые сказали в сердце своём: «Нет Бога». Грех ослепил грешника и перед Богом, и перед собственной совестью. Гордость и злоба такого человека идут бок о бок, они подталкивают его ко лжи и революционным заговорам. Развитие греха в таком человеке прослеживается в следующих словах: «На ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом».

В 5-м стихе мы угадываем ту же трёхчастность, что и в 1-м псалме, когда человек не ходит на совет нечестивых, не сидит в собрании развратителей, не делает зла. Здесь такая же трёхчастность: человек не должен задумываться о злом, не становиться на путь зла и не делать зло. Здесь мы видим обратную характеристику, что, к сожалению, есть недобрые люди, у которых грех нашёл своё развитие.

35-й псалом описывает контрастный портрет нечестивого, который противоположен праведнику, размышляющему о законе Божием день и ночь.

«Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:6-10).

Здесь идёт контраст с описанием безграничной благости Божией. Псалмопевец сравнивает её черты с размерами самого мира, с самыми большими объектами, которые человек того времени способен был себе только представить. Так, милость, буквально, по тексту – любовь, протирается до небес, истина (верность) – до облаков, правда (справедливость) – по высоте, подобно горам, судьбы (суждения Божии) глубоки и бездонны, как сама бездна. Итак, любовь Божия больше чего-либо, что человек только может себе представить. Безграничная любовь Божия простирается и на мир людей, и на мир животных. В святоотеческой письменности стих 7-й 35-го псалма толковался ещё как двоякое отношение Господа к людям: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» Так вот, святые отцы говорили, что благость Божия простирается как на людей праведных, которые здесь называются человеками, так и на нечестивых, которые уподобились скотам. Как бы мы не толковали этот стих, любовь Божия безгранична.

Мысль псалмопевца переходит от одной аналогии к другой: от широких крыльев птиц, к щедрому хозяину, который даёт еду и питие от избытка своего дома, затем к Богу – источнику света и жизни, как сказано в Евангелии от Иоанна: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5). Необъятный свет по Евангелию от Иоанна – это то, о чём намекает автор псалма, говоря о необъятной Божией благости.

Выражение «источник жизни» звучит эхом повествования об Эдемском саде, в котором текут прекрасные реки. У пророка Иезекииля живая вода начинает течь из-под порога храма, а по Откровению Иоанна Богослова светлая, чистая река воды жизни исходит от престола Бога и Агнца. Если мы посмотрим на библейское богословие, то по 4-у Евангелию мы увидим, что Иисус приглашает к Себе как к Источнику Жизни: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37).

«Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать» (Пс. 35:11-13).

По апостолу Павлу нечестивость, точнее, по греческому тексту – неверие (атеизм) стоит рядом с несправедливостью. Неверие – категория религиозная, а несправедливость – гражданская, т.е. отсутствие правды и порядочности в жизни. Псалом предлагает противоположную параллель: правота сердца, честность, порядочность идут вслед за познанием Бога; это и не удивительно, поскольку любовь Божия идёт рядом с Его справедливостью. Принимая это во внимание, автор данного псалма просит Бога продемонстрировать неизменный характер Его любви.

«Нога и рука» по 12-у стиху – это главное орудие тела в единоборстве с противником, который, по своей гордости, способен к внезапному нападению. Псалмопевец, словно, возвращается к характеристике беззаконного человека, данной им в первых стихах этого псалма.

13-й стих, как и многие пророчества, изображает грядущий Божий суд. Псалмопевец глазами веры, словно, уже предвидит падение врагов. 61-й псалом уподобляет такое падение нечестивых, наклонившейся стене, которая, конечно, после падения уже никак не может подняться, она разбивается вдребезги. Блаженный Феодорит намекает на то, что ставшие на путь погибели, в какой-то момент уже не смогут переменить свою участь: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).

Описание нечестивого беззаконника может вполне согласовываться с тем предвзятым отношением, которое испытывал к Давиду Саул. Однако издревле различные толковники видели за конкретной личностью образ всякого воспитанного в злобе человека, который обманывает сам себя, льстит себе в глазах своих и уже не просто размышляет или предполагает, но говорит неправду.

Данный псалом содержит учение о повреждении всего человеческого рода и о спасении его явлением беспредельной милости и правды Божией в лице Иисуса Христа. Христос «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), Сам побеждает зло, даёт силы всякому верующему для борьбы с грехом и насыщает «Божественным учением и вкушением таинственной снеди», т.е. Евхаристии. Слова «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя» вошли в состав великого славословия православного богослужения, а сам 35-й псалом читается за богослужением утрени в составе шестопсалмия.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий