yandex

Псалтирь. Псалом 1. - Ириней (Пиковский) иеромонах

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Псалтирь. Псалом 1.

Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Кафизма 1. Псалом 1.

В первой части Псалтири, которая объединяет псалмы с 1-й по 40-й, первые два псалма стоят особняком. Если принять во внимание, что в еврейской традиции 9-й и 10-й псалмы объединены в один, то в этой части Псалтири только два первых псалма не надписаны именем "Давид" - все остальные надписаны.

Псалмы 1 и 2 в рукописях не имеют никакого надписания, но в русском синодальном переводе вы встретите слова "псалом Давида" в надписании 2-го псалма, хотя эти слова отсутствуют в древних рукописях. По содержанию эти псалмы похожи - в них похожая лексика и похожие идеи.

В частности, оба псалма имеют связь через слово "блаженный": 1-й псалом начинается словами: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых", а 2-й - заканчивается подобными словами: "Блаженны все, уповающие на Него [на Бога]".

Также 1-й псалом говорит о некоем сидении в собрании развратителей, 2-й псалом - о Боге, как бы сидящем на Небесах. В 1-м псалме некий муж размышляет о законе Господнем день и ночь, а во 2-м псалме - вразумиться и научиться должны все цари и судьи земли. 1-й псалом завершается словами "путь нечестивых погибнет", 2-й псалом обращается к аудитории: "Чтобы вам не погибнуть в пути вашем".

Итак, вот общие черты у 1-го и 2-го псалма:

"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых". (Пс. 1:1)

"Блаженны все, уповающие на Него". (Пс. 2:12)

"О законе его размышляет он день и ночь!". (Пс. 1:2)

"Вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли". (Пс. 2:9)

"Путь нечестивых погибнет". (Пс. 1:6)

"Чтобы вам не погибнуть в пути вашем". (Пс. 1:12)

По мнению современных исследователей, оба псалма имеют сходную главную мысль, идейно объединяются в один условный псалом, являющийся преамбулой не только к первой части Псалтири, но и ко всей книге в целом.

В них обоих звучит размышление о двух путях - путь праведника и путь грешника, путь жизни и путь смерти. Этим темам посвящена вся первая книга псалмов с 1-го по 40-й.

Рассмотрим более детально 1-й псалом Псалтири. Действительно, первое, что бросается в глаза, это разделение людей на две группы - праведные и грешные.

Праведные - это не те "праведные себя ради", которые в своих собственных глазах хотят казаться праведными. Праведными являются те, которые свою праведность ищут не в себе, а в Боге: они полагаются на Бога, следуют тем путям, которыми Он заповедал ходить.

В библейской поэзии грешник - это, прежде всего, неверующий. Понятия "праведный" и "грешный" не вполне соответствуют современному народному представлению, где грешный человек мыслится только как аморальный.

Грешники - это не просто люди, которые имеют какие-то моральные недостатки; это люди, которые отвергают власть Бога и любыми способами преследуют людей Божьих.

Структура 1-го псалма противопоставляет праведников и грешников. Первые три стиха говорят о пути праведных и о тех плодах, которые этот путь приносит; 4-й и 5-й стихи показывают нам, к чему приходит ходящий по пути грешника; стих 6-й подводит контрастный итог между судьбой тех и других.

В этом псалме мы видим характерные черты библейского параллелизма. Приведем несколько примеров.

Представим себе, что синонимический или антитетический параллелизм - полустишья или стихи, выражают похожую (А) или противоположную (В) мысль. Пример:

А - Блажен муж,

В - который не ходит на совет нечестивых

В - и не стоит на пути грешных

В - и не сидит в собрании развратителей,

Исходная идея - "блажен муж", т. е. "человек есть блажен". Каков путь к этому блаженству? Человек не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

Другой пример параллелизма, который следует сразу же за этими стихами:

А - но в законе Господа

В - воля (удовольствие) его,

А - и о законе Его

В - размышляет (бормочет) он день и ночь!

В скобках я вам привожу слова, которые более точно соответствуют оригиналу, ближе к букве текста. Итак, удовольствие этого блаженного мужа в законе Божием, и он буквально бормочет, повторяет его день и ночь.

А - не устоят (встанут) нечестивые

В - на суде,

А - и грешники –

В - в собрании праведных.

"Блаженный" буквально означает "счастливый": еврейское אַשְׁרֵי (ашре́й) соответствует греческому μακάριος (мака́риос) - отсюда, кстати, имя Макарий. Слово "блажен" является центральным и ключевым для понимания всех Заповедей Блаженства: блаженны чистые сердцем, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, и т. д.

Блаженный муж не участвует в совещаниях нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании опасных для общества, тлетворных развратителей (λοιμών) - циников, кощунников, надменных злодеев (см. Прит. 21:24). В святоотеческой письменности нередко в комментариях дается понятие "еретики".

Кто эти "блаженные" с точки зрения библейского богословия? По Книге Притч, долгая жизнь, богатство, слава - вот те плоды, которые приносит мудрость, притом что:

Блажен человек, который снискал мудрость... Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава. (Притч. 3:13, 16)

По Книге Притч, блаженство имеет социальную характеристику:

"Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен".(Притч. 14:21)

В Псалтири же радость и воздаяние связаны с личным отношением с Богом. Блаженство, - по псалмам, - это некое особое ликование:

Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. (Пс. 64:5)

Ликование блаженных наиболее ярко проявляется в благодарственной молитве, славословии верных Богу:

Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. (Пс. 83:5)

Блажен также может быть целый народ:

Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи. (Пс. 88:16)

По 1-му стиху 1-го псалма характеристика понятия "блаженный" раскрывается через три противопоставления: такой человек не участвует в совете нечестивых, не сидит в собрании развратителей, не стоит на пути грешных.

В православной аскетике 1-й стих рассматривается как некая инструкция, указание на то, как греховный помысел приводит к греховному деянию. Сначала человек что-то замысливает, затем эта мысль в нем укореняется, он начинает в ней стоять, и наконец, он переходит к действию. Он совершает грех уже тогда, когда эта мысль в нем начинает сидеть, пускает корень.

Блаженный муж день и ночь размышляет о законе Господа - здесь мы видим явную параллель с Книгой Второзакония. Вероятно, что здесь идет речь о человеке, который вспоминает и пересказывает слова Моисея – он не является формалистом-начетчиком, ибо так он искренне ищет Господа: закон Божий написан у того человека в сердце.

Вершиной симфонии размышлений о законе Божием и обретения блаженства является 118-й псалом, где уже само по себе такое размышление дает человеку некую усладу.

Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни. (Пс. 93:12-13)

Нельзя пройти мимо ветхозаветной идеи о материальном процветании и земном воздаянии для тех, кто ходит путями Господними. Боящиеся Господа, согласно всей Псалтири, будут благословлены большой семьей. Их жены будут как плодовитые лозы. У них будет достаточное богатство, и на старости лет они будут спокойно отдыхать под тенью смоковницы.

Укорененный в Законе Божием человек подобен дереву, посаженному при "потоках вод" (פַּלְגֵי מָיִם). Буквально по тексту - при ирригационных каналах, которые в древности выкапывались вручную, чтобы от реки доставить воду до засушливых полей. Благодаря постоянному притоку свежей воды и теплому климату, такое дерево всегда будет зеленое и плодоносное.

В нашем же случае речь идет о более высокой идее, чем просто удачно посаженное рядом с водой дерево, которое никогда не теряет своей листвы. Мы видим явную параллель с Книгой пророка Иеремии:

Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. (Иер. 17:7-8)

На основании данного стиха некоторые исследователи пытались сделать выводы об очевидном влиянии текста Иеремии на 1-й псалом. Если так, то датировать данный псалом следует после появления Книги Иеремии? Это вопрос дискуссионный.

Итак, праведники имеют глубокий корень и постоянный источник воды живой. Грешники же, - по 1-му псалму, - подобны праху, который ветер разносит в разные стороны.

Последняя фраза 1-го псалма, - "ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет", - звучит как исповедание веры. Этот псалом не пересказывает жизнь конкретного праведника, не пытается дать оценку конкретным историческим событиям. В нем нет описания тех бед и зол, которые задевают души лиц, чувствительных к социальной несправедливости, когда, например, богачи без труда жируют, не знают бед и страданий до самой смерти.

Вера, которая утверждается в данном псалме, скорее описывает особый путь жизни. Он лежит вне опыта той группы людей, которая, - дожив свой век, - спускается в шеол, так и не познав своего Творца и Вседержителя.

Вера, с которой начинается речь в первых стихах книги Псалтирь - это особый, трогательный, глубокий, очень личный опыт. Это внутреннее переживание особой встречи с Богом, которое может быть выражено только в форме поэзии, божественного гимна, когда община верных единым сердцем славословит Творца, воздевая руки к небу в прославлении Показавшего нам свет.

В трудах святых отцов отдельная часть этого псалма нередко получает мессианское толкование. Аврелий Августин, епископ Иппонский, полагал, что "блажен муж", - человек, о котором идет речь в данном псалме, - это Сам Иисус Христос.

Святитель Афанасий Великий источниками воды называет Божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Дерево жизни, посаженное при источниках вод - Христос. Ветви - Апостолы, а листья - слова Апостолов. Корень - символ Крещения, плод дерева - спасаемые, земледелец, посадивший дерево - Сам Бог Отец.

В некоторых святоотеческих толкованиях под плодами дерева понимаются новые поместные Церкви, основанные Апостолами. Блаженный Феодорит Кирский смещает акцент с догматики в сторону аскетики, полагая, что живая вода, о которой идет речь в данном псалме - это учение Христово, а подвижники добродетели, изучающие слово Господа - это деревья, посаженные при воде, которые приносят плод для будущей жизни.

Не воскреснут нечестивые на суд. (Пс. 1:5)

"Нечестивые, - пишет блаженный Феодорит, - они, конечно, воскреснут, но воскреснут не на суд, а на осуждение".

Таково содержание 1-го псалма.

Оставить комментарий