Пророк Осия. Глава 9. - Андрей Десницкий профессор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Пророк Осия. Глава 9.

Андрей Десницкий профессор Пророк Осия. Глава 9.
Эпизод в Библии:

Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 9 главу книги пророка Осии.

Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.

Девятая глава Книги Осии продолжает обличения северного царства, Израиля, к которому принадлежит и сам пророк. Здесь эти обличения принимают, наверное, наиболее резкие формы во всем тексте.

«Не радуйся, Израиль, не ликуй как другие народы. Ты Богу своему изменил, полюбил ты плату блудниц, что давали тебе на всяком гумне» (Ос. 9:1). Напомню, что в самом начале книги Осия сравнивает народ Израиля с блудницей, неверной женщиной. Пророк женится на такой блуднице, и дальше все, что у него происходит, его семейная жизнь, представляет собой маленькую копию отношений Бога и его народа. В данном случае, мы в очередной раз видим подобное сравнение. «Полюбил плату блудниц». Бывает так, что, к сожалению, какие-то женщины, в силу очень тяжелого материального положения, вынуждены заниматься проституцией. Однако, здесь говорится о том, что Израиль полюбил эту плату, она ему понравилась. Это осознанный выбор народа, а не следствие каких-то очень тяжелых обстоятельств. Для начала Израиль изменил своему Богу. Со временем подобные измены стали ему нравиться, превратившись в норму, в часть образа жизни. «Плату блудниц давали на всяком гумне». Это происходило не где-то в одном месте, а практически везде. Что произойдет в результате, читаем дальше.

«Не прокормят тебя ни гумно, ни давильня (давильня или «точило» по-церковнославянски место, где выжимают сок). Иссякнет в ней виноградный сок. (Ос. 9:2)

Не жить вам в земле Господней: вернется Ефрем в Египет, в Ассирии будете есть нечистое» (Ос. 9:3). Здесь мы видим такое антиблагословение. В ту эпоху, когда Израиль занимал благословенную или обетованную землю, он получил благословение о гумне и о точиле (об этой давильне винограда), согласно которому всего этого у еврейского народа будет в изобилии. В тот момент, когда израильтяне оказываются «выброшенными» из завета с Богом по их собственной инициативе, так как они его нарушили, соответственно, эти благословения оборачиваются своей противоположностью. Мы говорили в прошлый раз, что возвращение в Египет – это не только физическое перемещение, иммиграция под натиском ассирийцев. Спустя очень короткое время эти самые ефремляне, израильтяне, бежали от ассирийцев. Многие из них оказались в Египте. Другие были выселены ассирийцами на север в их собственную страну. Там израильтяне едят нечистое, нарушая таким образом те законы, которые в Ветхом Завете, в Пятикнижии описывают что можно, чего нельзя употреблять в пищу. Это происходит даже не по их инициативе, а просто потому, что в «земле рабства» особенно не попривередничаешь, чего тебе есть, чего тебе не есть. Очевидно, что уже для этих людей нарушение заповедей, связанных с пищей – это что-то плохое. И Господь не укоряет их в этом, но само поедание нечистого становится следствием их собственных поступков.

«Не возливать вам Господу вина, не угождать ему жертвами своими. Будут эти жертвы как похоронных хлеб, осквернятся те, кто его едят» (Ос. 9:4). Видимо, обычай раздавать на похоронах какой-то хлеб и приобщать людей к этому ритуалу, имеющий языческое происхождение, воспринимался как своего рода осквернение. Человек, прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в древнем Израиле. И в данном случае, прикосновение к похоронной пище, поедание похоронного хлеба есть важный признак нечистоты.

«Эта пища для вас самих, в храм Господень она не войдет. (Ос. 9:4)

Что станете делать в торжественный день, в день Господнего праздника?» (Ос. 9:5) Та пища, которую израильтяне будут получать в Ассирии, непригодна для ритуальных целей. Эта пища на самом деле оскверняет израильтян, и когда они осквернятся, то не смогут отмечать Господни праздники, даже если бы физически имели подобную возможность.

«Убегут они от разрухи, соберет их Египет, похоронит Мемфис (один из египетских городов, в котором они будут пребывать до конца жизни) Накопленное ими серебро в крапиву ляжет, их шатры зарастут терном. (Ос. 9:6)

Настали дни посещения, настали дни воздаяния» (Ос. 9:7). Эти наказания — одновременно время посещений и воздаяний. Иными словами, Господь не просто наказывает израильтян, но этим самым посещает свой народ, прикасается к нему, очевидно, желая что-то изменить. Главное, чтобы Израиль это понял и узнал.

«Да узнает Израиль, что глуп пророк, безумен прорицатель, обильны преступления, велика вражда» (Ос. 9:7). Даже те израильтяне, которые вроде бы должны быть знатоками и возвещать остальным людям волю Божию, оказываются глупыми, безумными. Настолько все заслонено этой самой враждой.

«Вместе с Богом моим для Ефрема страж» (Ос. 9:8). Вот кто такой пророк – человек, который стоит на страже. Это не предсказатель, не медиум, который наблюдает какие-то тайны далекого будущего или созерцает мистические миры, а охранник. В нашем представлении, охранник это тот, кто никого никуда не пускает. Пророк является охранником может быть немного в другом смысле. Он тот, кто предупреждает, кричит караул, когда подступает беда, тот, кто говорит «не влезай -убьет», и ведь действительно убьет, если влезешь.

«Ловушка птицелова на всех путях, и в доме Божьем вражда» (Ос. 9:8). Здесь ловушка является символом такого препятствия для того, кто может поймать птицу. «Вражда в доме Божьем», то есть в Храме, это, безусловно, самая серьезная преграда на пути к Богу.

«Погрязли в разврате как во дни Гивы» (Ос. 9:9). Имеется ввиду история, которой оканчивается Книга Судей, где говорится о Гиве Вениаминовой. В этом городе очень нехорошо обошлись с наложницей одного левита, настолько нехорошо, что после этого произошла небольшая гражданская война между израильскими коленами.

«Я припомню нечестие их, накажу грехи» (Ос. 9:9). Соответственно, как это периодически возвещается пророками, так это и исполняется в истории Израиля. Далее следует история отношений с Богом. Интересно, что говоря об отношениях с израильским народом, Господь через пророков всегда рассказывает предысторию. Казалось бы, ну какая разница, что было многие сотни лет назад. Люди, которые живут сейчас, не имеют к этому прямого отношения, их не было в эпоху, когда происходили события, о которых говорится в пророчествах. Но, на самом деле, человек живет в потоке истории. Существуя в определенном времени и будучи частью того или иного сообщества, он погружается в то, что было даже до него. Он может с этим порвать. В его силах измениться и даже изменить саму окружающую действительность. Но может и плыть в этом течении. Поэтому очень важно рассказать, с чего все началось. Вы наследники и преемники чему? И как это было раньше?

«Когда Я нашел Израиль, он был как в пустыне виноград» (Ос. 9:10). Вспомним слова Господа, где Он изображает Израиль как такого младенца, найденного где-то. Чуть дальше следует другой образ – виноград, который растет в пустыне. Ему не хватает воды. Любой человек может его оборвать. В общем, он в опасности.

«Когда увидел ваших отцов, они были как плоды смоковницы» (Ос. 9:10). То есть на ветке смоковницы висят плоды. Мы их называем инжиром. Есть и хорошее славянское слово «смоква». Любой проходящий может их сорвать. Они были спелые, беззащитные, готовые для тех, кто мог их сорвать и присвоить себе.

«Но они пошли к Ваал-Фегору, предали себя позору и мерзкими стали сами как то, что они возлюбили» (Ос. 9:10). Вспоминается история странствий из Египта, во время которых в этом самом Ваал-Фегоре израильтяне действительно предаются языческим культам. Казалось бы, вот они уже были готовы, может быть не только для недоброжелателей, обидчиков. Они были готовы для Бога, как урожайная смоковница или созревший виноград. Но уже тогда Израиль пошел каким-то другим путем. И Господь, обращаясь к ним через Осию, как бы говорит им: «Вы продолжаете идти этим путем».

«Улетит как птица слава Ефрема, ни родов, ни беременности, ни зачатия» (Ос. 9:11). Продолжения рода не будет. В древнем мире слава очень часто понималась как продолжение рода, готовность рожать детей, воспитывать, давать им то наследие, которое накопилось. Если нет детей, то и славы никакой нет. Сегодня мы даже не думаем о демографии, когда говорим о славе нашей страны.

«А хотя бы и взрастили дети, всех до одного отниму. Горе им, когда отвернусь от них» (Ос. 9:12). Ну и, соответственно, гибель детей понимается, и, безусловно так оно и есть, как что-то очень тяжелое, самое страшное наказание.

«Видел я Ефрем подобный Тиру, насажденный в доброй земле» (Ос. 9:13). Тир — это город в Финикии. Безусловно, в нем преобладают языческие культы. Тир занимает выгодное географическое положение. Это достаточно богатый город. С одной стороны, сравнение Ефрема с Тиром является признаком благословения, с другой стороны, Ефрем не Тир, хотя бы потому, что он верит в единого Бога.

«Ефрем к убийце выведет своих детей» (Ос. 9:13). Здесь описывается ситуация, когда сам родитель, в данном случае это народ, Ефрем, северное племя, главное колено Израильского царства, приносит своих детей тому, кто должен их убить. Ранее мы читали, как израильтяне собираются уйти в Ассирию и налаживают отношения с Египтом. Попытки играть в эти, выражаясь современным языком, геополитические игры, и заканчиваются тем, что народ оказывается отданным тем, кто совершенно о нем не позаботится.

«Дай же им, Господи, что ты им дашь?» (Ос. 9:14) Пророк вступает в такой диалог с Богом.

«Бесплодное чрево, сухие сосцы. (Ос. 9:14)

В Галгале, вот где все их злодейства» (Ос. 9:15). Галгал – одно из мест почитания Господа. Однако поклоняться Богу в этом месте не следовало, в отличие от Иерусалима, скинии и Храма. И вот почитание, которое осуществляется по собственной мерке, а не потому, как хочет этого Господь, приводит к тому, что израильтяне не получают ничего хорошего.

«Ненавистно Мне творимое там зло, из дома Моего изгоню их, не буду больше любить. Все князья их мятежники» (Ос. 9:15). Это довольно странный образ. Ну про «изгоню» и «не буду любить» понятно, а как могут быть князья мятежниками? Ведь мятежники, по определению, это те, кто идет против власти. Князья же сами являются властью. Вследствие того, что и над ними есть власть, и вполне законный правитель, здесь не говорится, что они незаконные. Однако и князь может быть мятежником, если он выступает против Божьего закона и правит, что называется, «себе в карман».

«Сражен Ефрем, иссох его корень, плода ему не принести, если даже родят, умерщвлю драгоценное порождение их чрева» (Ос. 9:16). Вновь бесплодность и отсутствие детей понимаются как самая страшная кара.

«Отвергнет их Бог мой за то, что не слушали Его, и станут скитальцами меж народов» (Ос. 9:17). Пророк говорит о том, как израильтянам предстоит идти в изгнание. Это еще и еще раз проговаривается. У Осии много таких похожих слов и выражений. В следующий раз мы прочитаем десятую главу, в которой вновь обсуждаются эти проблемы.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий