Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 7 главу книги пророка Осии.
Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.
Мы прочитали в прошлых главах Книги Осии, что пророк женится на блуднице, которая, собственно говоря, олицетворяет собой неверный народ. Израиль нарушает завет с Богом, точно так же, как жена Осии не соблюдает верность ему. Довольно много говорится о том, в чем заключается эта неверность, причем речь идет как об Израиле, или Ефреме, северном царстве, так и об Иудее, южном. Хотя об Иудее Осия весьма непатриотично говорит несколько лучше, чем об Израиле. В прошлый раз мы остановились на середине седьмой главы, в которой эта тема продолжается. Пророк называет северный народ Ефремом, потому что Ефрем — это главное племя Израильского царства.
«Ефрем с другими народами смешался, Ефрем стал как лепешка, которую забыли в печи перевернуть» (Ос. 7:8). Очевидно, что, когда пекут хлеб, если жар распределяется неравномерно, не со всех сторон, его надо переворачивать. Печи, бывшие в употреблении в Иудее в ту эпоху, видимо чем-то напоминали нынешние тандыры. Иными словами, лепешки прилепляли к стенке, и в какой-то момент их необходимо было перевернуть, чтобы тесто хорошо подошло, иначе оно становилось горелым с одной стороны, и сырым, с другой. А причем здесь это? Плохая лепешка, которую невкусно есть. Ну и что? Ответ следует дальше
«Пожирали чужие силы его, а он и не знал. Посидели волосы его, а он и не знал» (Ос. 7:9). Лепешка, которую не перевернули, подгорает, и как бы сама не замечает этого. У нее нет сознания и органов восприятия. В данном случае, народ, целое общество (это случается и с отдельным человеком) не замечает, что, с одной стороны, уже «подгорел», то есть, то привычное положение, которое он занял, губит его самого. Перед ним встает необходимость что-то менять в жизни, а он остается таким какой есть. Это подобно тому, как человек, которого ограбили, обворовали, смотрит вокруг и не замечает этого, или как некий беззаботный старик, не замечающий, что поседел, продолжает жить так, будто он молодой.
«Унижено величие Израиля перед ними, но не обратились к Господу Богу своему, не устремились к Нему в этот час. (Ос. 7:10)
Обезумели люди Ефрема словно голуби, египтян зовут, в Ассирию идут» (Ос. 7:11). На фоне всех происходящих с ними событий, израильтяне надеются на внешние силы, Египет и Ассирию, две мировых державы (Египет с юга и Ассирия с севера). Во всем, что происходит, они стремятся найти каких-то сообщников, которые помогут им справиться с этими проблемами, пришлют армию, окажут какую-нибудь экономическую помощь. Однако через всю Книгу пророка Осии проходит мысль, что решение задач лежит совершенно не в этой, не в геополитической, как сегодня принято говорить, области. Поэтому Господь говорит через пророка такие слова.
«Когда пустятся в дорогу накину на них сеть, поймаю как небесных птиц, накажу их, и весть до всего собрания дойдет» (Ос. 7:12). Что это за собрание? «Кагал» на древнееврейском, или «экклесия», на греческом – слово, которое будет в дальнейшем употребляться для обозначения Церкви. В данном контексте оно может, конечно, пониматься как собрание израильтян, или весь израильский народ. Иногда «кагал» означает некоторое мироустройство. Израильский народ, или этот самый Ефрем – один из народов, собрание, которое отзывается на все происходящее, которое принимает какое-то участие в мировых процессах.
«Горе им, бежавшим от Меня, разорение им, восставшим от Меня. Искупил бы их Я, но лгут они обо Мне» (Ос. 7:13). Вот, собственно говоря, в чем заключается проблема израильтян – они «бежали от Меня». Господь говорит: «Искупил бы их Я». Слово «искупление» мы привыкли слышать в христианском контексте применительно к Крестной Жертве Иисуса Христа, когда он отдает свою жизнь ради спасения всех людей. Однако у этого слова есть и более конкретное, земное измерение. «Искупил» означает выкупил из рабства. Вот некий человек стал рабом. Его захватили, сделали своим пленником. Другой человек приходит, платит деньги рабовладельцу – его хозяину, уводит и освобождает раба. Это и есть искупление. И Господь готов это сделать с народом, с Ефремом, который попал в трудные обстоятельства, пребывая в рабстве у той самой Ассирии, которую сам зовет на помощь. Однако, как это нередко бывает, помощники не столько помогут, сколько заберут все себе. Господь искупил бы Ефрем, но «лгут они обо Мне». Здесь звучит обида, недоверие. Израильтяне говорят неправду о Боге. Наверное, это можно прочесть и так. Если человек что-то придумывает о Боге или о себе самом, но в данном случае о Боге, он не может встретиться с Всевышним. Происходит встреча лишь с вымышленным образом. Но этот вымышленный образ ничем не может помочь.
«Не возопят ко Мне от всего сердца, только стонут на постелях своих, сходятся ради зерна и вина, удаляясь от Меня» (Ос. 7:14). Ну, конечно, зерно и вино, пища, развлечения, и питье, которое не просто утоляет жажду, но и приносит большое удовольствие. Израильтяне живут этим миром необходимых и желанных вещей: зерно, вино, поесть, выпить, поспать, развлечься, отдохнуть. И не то, что они враждебны Богу, или не почитают его, но они лгут о Всевышнем, придумывая такой образ Бога, который им нравится, вписывается в их жизнь. Это означает, что встреча с живым Богом у израильтян просто не получается. «Удаляясь от Меня». Они не намеренно забывают Бога. Просто есть какие-то вещи, какие-то темы, сюжеты, выгода, удовольствия, развлечения, необходимости, которые поглощают их полностью. И не то, что они бегут от Бога, но вот как-то, в какой-то момент им становится не до Него: отстань Господи, не видишь, сейчас у меня есть более важные дела.
«Я их учил, их руки укреплял, а они замыслили зло против Меня» (Ос. 7:15). Эти важные дела, касаются в том числе и отношений с Богом. Ведь нельзя сказать, что Господь просто некая такая духовная сущность, которая им необходима для философствования, или размышлений о каких-то высоких идеях. Нет. Бог – это та личность, с которой они связывают абсолютно все, если они Ему верят, и пребывают с Ним в некотором единении, а если нет, ну что ж поделать, тогда все как-то не то и не так.
«Они замыслили зло против Меня, и не вернуться им ввысь, стали они как неверный лук» (Ос. 7:16). Что означает «неверный лук»? Это лук, который стреляет как-то криво. «Не вернуться им ввысь». Это положение, в котором пребывает Израиль, сравнимое с состоянием падения. Израильтяне были в вышине, затем свернули с этой вышины в низины, где у них вино, зерно и прочие всякие житейские заботы. Назад пути уже нет. Если стреляешь из лука, а он посылает стрелу не туда, то она не долетает до цели. Кстати, в языке Нового Завета, слово, которое мы переводим как «грех» изначально означает промах. Грех — необязательно целенаправленное злодеяние, убийство или что-то подобное. Очень часто грех – это промах, когда человек целится во что-то нужное ему, пытаясь достичь какого-то важного для себя эффекта, но просто не может попасть точно в цель, и, промахиваясь, может причинить страдания и самому себе и другому человеку.
«Падут их князья от меча за их гнусные речи, тогда насмеются над ними в Египетской земле» (Ос. 7:16). Ну вот, Ассирия уже была упомянута. Теперь речь идет о Египте. Это два крупных соседа израильтян, с которыми связаны надежды на то, что положение еврейского народа каким-то образом изменится. Нет, все равно «над ними насмеются», потому что ни Египту, ни Ассирии (приводить сегодняшние параллели не буду, наверное сами догадаетесь; такие есть могучие государства, великие страны с мощными экономиками, армиями, политическим влиянием), не нужны маленькие соседи, они просто не интересны. При случае их можно подчинить. Раньше это происходило путем завоевания, сегодня – экономическими или какими-то еще мерами, политическим влиянием, культурной экспансией. Эти небольшие страны можно не замечать. В конце концов, это же не проблема, они же не составляют серьезной конкуренции. Однако, в любом случае большим и сильным соседям такие страны не нужны. И когда этот маленький народ, Израиль, мечется и смотрит вокруг, думая, кто бы меня взял, как котенок помоечный, который пытается к кому-то пристроиться, он просто не понимает, что над ним смеются. Очень часто бывает так, что человек (или общество), который пытается найти для себя такого высокого покровителя, оказывается ровно в том же положении: «да не нужны мы им». Давайте посмотрим, как мы сами живем, вспомним о том, кому мы нужны на самом деле, кто никогда не забывает о нас. Книга пророка Осии говорит об этом: неверная жена, ее можно ненавидеть, но нельзя забыть, невозможно остаться равнодушным к тому, что с ней происходит. Господь может очень остро отзываться на все, что происходит в Израиле, но ему не все равно, а Египту все равно. Далее начинается восьмая глава. Приступим к ней.
«Трубу к губам, налетит орел на Господень дом, за то, что нарушили завет со мной, восстали на мой закон» (Ос. 8:1). Орел – пророчество о римлянах, которые под знаком орла прибудут в эту землю. Однако, это произойдет спустя примерно семь веков. В данном случае речь идет не только о Риме. Орел – один из вечных гербов. Например, двуглавый орел является символом России. Эта птица изображена на гербах многих стран в той или иной вариации. (с мечом или с другими атрибутами). Другим популярным геральдическим символом является лев. Орлы и львы – это очень грозные животные. Кто бы это ни был, Египет, Ассирия, или какая-то другая могущественная империя (таковых было, есть и будет множество), они «налетают» на соседние государства для осуществления собственных целей: завоевать, подчинить, ограбить. Господь же говорит: «Это за то, что нарушили завет со мной». И вот, как знаете, небрежный водитель автомобиля, который нарушает правила дорожного движения, попадает под власть законов физики, более базовых законов, и уже его автомобиль летит, не дай Бог конечно, туда, куда законы физики его направляют, а не правила дорожного движения, также человек или общество, нарушающие законы Бога, завет с Богом, попадают под власть более примитивных установлений. Сильный поедает слабого, завоевывает его, подчиняет, унижает, оскорбляет. Но это происходит не потому, что сильный всегда поедает слабого, не по той причине, что автомобиль всегда летит в кювет или в столб, а потому, что если ты нарушаешь законы более высокого порядка, выпадаешь из их действия, то законы низкого порядка никуда не исчезают, они начинают управлять тобой.
«Воззовут ко мне: “Боже наш, мы знаем Тебя, мы – Израиль.” (Ос. 8:2)
Израиль благо отверг, вот и враг за ним вслед. (Ос. 8:3)
Ставили себе царей, но не от Меня, назначали князей, которых Я не знал, серебро и золото свое в идолов обратили, за то и беда им» (Ос. 8:4). Вот, собственно, главный ответ. Вы говорите, что вы – Израиль, но как вы себя ведете? Вы ставите какое-то управление, которое не от Бога. Это прямой намек на царей, происходящих не из династии Давида. Согласно тому обещанию, которое Бог дал Давиду, только его потомки будут являться законными царями Израиля. «Но зачем нам эта династия» – в какой-то момент решают они. «Давайте разберемся сами между собой, устроим какое-то такое управление, которое нам нравится, на царский престол есть и более интересные кандидаты». Вы начинаете жить своей жизнью. В результате, оказываетесь в ситуации богооставленности, и вам приходится самим разбираться с этими орлами, львами, Ассирией, Египтом. Одни смеются, другие завоевывают. Что ж поделать? Вы попали под действие законов более низкого порядка. О том, как это происходит, прочитаем в следующий раз.