Медиатека

Теги

    Ошибка в тексте ?

    Выделите ее мышкой и нажмите

    Ctrl + Enter

    Пророк Осия. Глава 5.

    Эпизод в Библии:

    Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 5 главу книги пророка Осии.

    Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.

    В прошлых главах довольно много говорилось об обличении Израиля, который сравнивался с неверной женой пророка Осии. Он сам, кстати, из израильского народа, т. е. это все его касается напрямую. И довольно много говорилось в предыдущей четвертой главе об Иудее, южном царстве, где тоже все неблагополучно. В пятой главе упоминается уже более конкретно, кто чем провинился, а также, как и в предыдущих главах, речь пойдет о языческих культах.

    «Выслушайте меня священники, внимай дом Израиля, царский дом послушай» (Ос.5:1). Идет такая процессия: священники первые – они те, которые должны быть носителями веры, нравственного начала, должны вести Израиль к его Богу. За священниками следует весь народ, и, с другой стороны, царский двор. То есть дом Израиля – посреди царей и священников, между этими двумя видами начальства, или руководства, если можно так сказать. Духовное и светское, что, кстати, в Библии очень четко различается, духовное и политическое. Церковное, религиозное, общинное с одной стороны, и царское, государственное, светское, с другой. Но, зачастую, там, где говорится об обличениях, они выступают в печальном союзе, и один другого стоит.

    «Вы стали ловушкой в Массифе, сетью, раскинутою на Фаворе» (Ос.5:1). Массиф и Фавор — это географические названия; даже неважно, где это находится. Очевидно, там располагались какие-то почитаемые святилища или общественно значимые места.

    «Погрязли непокорные в убийстве, но Я накажу всех» (Ос.5:2).

    «Знаю Я Ефрема, Израиль от Меня не сокрыт, ты пустился блудить, Ефрем, Израилем осквернен» (Ос.5:3.) Ефрем и Израиль здесь синонимы. Ефрем — это одно из племен, колен, Израиль — северное царство, в котором Ефрем занимал самое известное положение. Израиль и Ефрем можно, в данном случае, сравнить с Россией и русскими. Население России состоит не только из русских, но это основной этнос нашей страны.

    «Не дают им вернутся к Богу их дела, дух блуда среди них, Бога не познали они» (Ос.5:4).

    «Величие Израиля говорит против них» (Ос.5:5). Дух блуда, о котором здесь постоянно говорится, в основном символизирует языческие культы, хотя, безусловно, физический блуд, сексуальный разврат также может иметься ввиду. Главное, что жизнь израильтян не ориентирована на Бога. Они не стремились ко Господу и не познают его. Что значит познают? Ведь очень легко говорить о Боге как о чем-то таком, что нам известно, и часто люди относятся к этому таким образом, зная о Боге крайне мало, даже самые продвинутые из них. Познавать Его они могут, могут приближаться к этому познанию, и, если они считают, что это познание им не нужно, или оно уже состоялось, то перестают Его познавать, и начинаются такие серьезные проблемы, и величие говорит против них. Мы очень часто говорим о своем национальном величии, и другие народы так делают, но величие может говорить против. Величие – это не индульгенция, не право делать все, что угодно и считать себя великими. Это некая норма, стандарт, высокое звание, которое несут некоторые люди, поколения. А когда они его не являют, то величие против, а не за них.

    «Израиль и Ефрем в своем беззаконии падут, падет с ними и Иуда» (Ос.5:5). Речь идет о северном и южном царствах.

    «С волами и отарами своими пойдут искать Господа, но не найдут, удалился он от них» (Ос.5:6). Вот момент, когда все начинается не очень хорошо. Люди пытаются искать Бога, без Него уже никак. Но не найдут, Он удалился от них.

    «Господу они изменили, родив незаконных детей» (Ос.5:7). Здесь народ Израиля вновь предстает в образе блудницы, а незаконными детьми можно считать членов Божьего народа, которые живут по законам блуда, а не по законам Бога.

    «И теперь новый месяц пожрет их самих и их наделы» (Ос.5:7). То есть наступает новое время, когда ничего этого не будет.

    «Затрубите в рог в Гиве, в трубу в Раме, закричите в Беф-Авене: “за тобой, Вениамин!”» (Ос.5:8). Здесь перечисляются места, где находились святилища. Вениамин — это небольшое племя, которое осталось на территории южного царства, вместе с иудеями, и вот Иудея исчезает, остаётся колено Вениамина. Так и в современной России, не буду называть конкретный народ, останется какой-то маленький этнос, и придется за ним идти, потому что большого уже как-то и не будет.

    «Опустеет Израиль в день кары, всем племенам Я точно возвещаю» (Ос.5:9).

    «Вожди Иуды словно те, кто сдвигает межи, изолью на них гнев мой как воду» (Ос.5:10). Межи — это границы на поле. Сдвигать межи — означает присваивать себе чужую землю.

    «Подавлен Ефрем, сокрушен на суде, решил он следовать тому, чего нет» (Ос.5:11). Это основная проблема, связанная с языческим культом – следовать тому, чего нет, вместо того, чтобы следовать за Богом, Который есть.

    «Стану я молью для Ефрема, ржавчиной для дома Иуды. (Ос.5:12)

    «Увидел Ефрем свою болезнь, Иуда свою рану. И отправился Ефрем в Ассирию к царю Иареву, но не может он исцелить рану вашу, и не излечит» (Ос.5:13). Иарев в данном случае также означает Ассирию, ее территорию. Речь идет о том, что когда у этого северного царства израильского (иногда мы его называем Ефремом, потому что Ефрем – это главное из племен Израиля) начинаются проблемы, он обращается к могущественным ассирийским соседям, надеясь решить с помощью каких-то политических, экономических, социальных культурных и прочих мер возникшие проблемы. Он обращается не к Богу, а к более сильной державе, но это не работает, потому что дело не в нехватке войск, денег, авторитета, политического виляния. Все вышеперечисленное можно получить от другого народа. Дело в нехватке Бога, в нехватке чего-то внутреннего. Рана, болезнь – то, что требует лекарства, исцеления. Это не может быть восполнено. Если человек ранен, то он не может красивой одеждой закрыть эту рану. Закрыть то может, но толку не будет. Если Израиль болен, не следует искать лекарства у другого народа. Это не будет исцелением. Необходимо найти какое-то лекарство, которое будет действовать изнутри, а не извне. Весьма часто внешнее величие, внешняя политика, внешнее влияние как бы заменяют внутреннюю гниль. Однако, все это не может не только заменить, но даже и скрыть ее.

    «Я для Ефрема как лев, для Иуды как хищный зверь. Растерзаю и прочь уйду. Утащу и никто не спасет» (Ос.5:14). Бог, который говорит: «Когда-то вы были моим народом, теперь вы не мой народ», добавляет к этому: «А Я – ваш хищный зверь», то есть «Я тот, кто на вас нападает, и вас уже никто не спасет». Здесь мы видим разные приемы Божественной педагогики: иногда Господь действует обещаниями, лаской, уверениями в том, что, невзирая на всё то, что происходит между ними, Бог по-прежнему любит этот народ, готов его терпеть и изменить свое отношение к нему, а иногда Он действует через угрозы – «Я дикий зверь, который нападает, поэтому смотрите на меня, в мою сторону», хоть так пытаясь привлечь израильтян.

    «Пойду возвращусь в место Мое, пока не признают своей вины, пока не станут Меня искать. В беде своей не прибегнут ко мне» (Ос.5:15). Как же это понимать? Бог куда-то возвращается. Неужели Он сходит с неба на землю в каком-то телесном облике, восседая на колеснице, как всякие языческие божества? И вот Он походил по земле Иуды, Израиля, Ефрема и сказал, что у них тут безобразия творятся, а после этого вознесся обратно на небо. Наверное, в очень примитивном смысле, эти слова можно понять и так. Однако, смысл приведенного выше стиха гораздо глубже. Израильтяне не ищут Бога. Как говорит пророк, «не пытаются его познавать». Познать и искать в данном контексте очень близкие понятия. Познание это очень долгий, постепенный процесс, как и поиск знаний. И если они этих знаний не ищут, то Бога они, естественно, не могут найти.

    И Бог в каком-то смысле скрыт, отделен от израильтян. Это напоминает ситуацию, когда кто-то из наших друзей уехал в некое особое место, и здесь мы его уже не увидим. Именно в этом месте он собирается ждать остальных. Бог собирается именно ждать израильтян. Он не просто говорит, что все, Я больше не обращаю на вас внимания, у вас все плохо, Я пошел. Нет, Господь говорит: когда вы начнете Меня искать, тогда для вас это будет сложно, это будет какая-то серьезная попытка. Ну, а что, собственно, произойдет, когда израильтяне начнут искать Бога, об этом пророк Осия хорошо говорит в шестой главе.

    Оставить комментарий