Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 4 главу книги пророка Осии.
Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.
В первых трех главах Книги Осии говорится о том, как пророк вступает в брак с неверной женщиной, блудницей, и вот на примере этого странного супружеского союза Господь показывает ветхозаветному народу как Он к нему относится, и что происходит между Богом и Израилем. Четвертая глава более подробно излагает претензии Бога к израильтянам. О том, что они впадают в блуд, уже было сказано, но в чем же это заключается?
«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы, у Господа тяжба с народом этой земли, нет ни милости, ни истины, ни богопознания в этой земле» (Ос. 4:1). Мы очень часто, описывая какую-то нечестивую жизнь, говорим в таких терминах – «вот у них разврат», «у них секс всякий нехороший, не позволительный». В данном же случае как раз сексуальные образы становятся не смыслом обвинения, но образом, метафорой, с помощью которой Господь показывает людям, что они делают не так. И дело вовсе не в том, что израильтяне проявляют какую-то половую распущенность, хотя, вероятно, и этот грех имел место, но в том, что у них нет «ни милости, ни истины, ни богопознания». Важнее все-таки не то, с кем человек спит, и как он себя ведет, а ценность более высокого порядка. Если есть милость, истина и богопознание, то все остальное как-то устраивается, если их нет, то уже и не очень важно кто с кем спит. Ну, а что же есть?
«Проклятье и обман, убийство и воровство, и блуд – вот что в ней расцвело» (Ос. 4:2). Когда нет хорошего, приходит плохое. Свято место пусто не бывает. Поверх крови новая кровь.
«Поэтому этой земле сужден плач, пропадут на ней все живущие на ней звери полевые, птицы небесные и даже рыбы морские погибнут. (Ос. 4:3)
Но не спорьте, никто не обличайте друг друга» (Ос. 4:4). Это как? Разве сам пророк сам не обличает народ Израиля? Мне кажется, что здесь возникает тема споров и обличений, которые направлены вовне. Вы либералы, вы патриоты, вы демократы, вы начальники, вы простой народ. Тема, которая часто возникает в наших, по крайней мере, в российских, разговорах: кто хороший, кто плохой, кто виноват, а кто нет. И вот в ситуации, когда в стране нет милости, истины и богопознания, она требует чего-то совершенно другого.
«Твой народ подобен тем, кто со священником спорит» (Ос. 4:4). Как это следует понимать? Причем здесь священник? При том, что о священниках тут тоже ничего хорошего не говорится. По всей видимости, в данном случае, имеется ввиду нечто неуместное: священник, пусть даже он служит не так, как он должен служить, но он не для того, чтобы с ним спорили, он для чего-то другого. Однако иногда со стороны верующих мы слышим ожесточенные обвинения, в адрес священников. И это выглядит глупо и нелепо – человек пришел в храм для того, чтобы принести жертву и выстроить отношения с Богом, но, вместо этого, он начинает спорить со священником. Чего он этим добьется?
«Падешь ты днем, а ночью падет твой пророк. Не оставлю следа от рода твоего» (Ос. 4:5). Вот и пророк разделяет судьбу своего народа. Мы уже говорили, что на примере Осии это особенно заметно. Хотя, будут и другие пророки, например, Иеремия, очень такие печальные. Оказывается, даже тогда, когда падает народ, пророк вовсе не радуется, что сбылись его пророчества. Пророк Иона хотел так поступить, но и он, к сожалению, тоже падает вместе со своим народом. Он его часть.
«Мой народ за недостаток знания будет изничтожен. Как ты познавать Бога не желал, так и Я тебе священнодействовать не дам. Как ты закон забыл, так и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). Смотрите, как интересно: «Ты не желал познавать Бога, и Я не дам тебе священнодействовать». По-видимому, это обращение к тем священникам, которые думают, что можно совершать некие ритуалы, не зная Бога, обращаясь к Богу как к некой высшей силе, которая приносит удачу, деньги, успех на войне и прочее, но не пытаясь познать его, увидеть его воли, не стремясь следовать ей. Если так, то не будет никаких священнодействий. Это пустая форма, о чем будут свидетельствовать многие пророки. «Как ты забыл закон, я забуду детей твоих». Мы обращаемся к Богу с просьбами прежде всего о детях, желая, чтобы у них все было хорошо. Однако если при этом мы не следуем Закону Божьему, то этого не будет. Вот собственно и все. Мы не получим того, в чем нуждаемся, если не пытаемся принять Бога, познать Его, сделать Его Закон правилом своей жизни.
«Чем больше их число, тем больше предо мной грешат. Славу их обращу в позор» (Ос. 4:7). Мы любим гордится тем, сколько у кого детей. У меня трое, вот не у всех трое. А у кого-то десять, это героический поступок. Но «чем больше, тем больше грешат». Бывает и так, что это славное число детей. Или иногда высокие демографические показатели станоячтся предметом гордости некоторых народов: нас столько-то миллионов, у нас высокая рождаемость, мы не ленимся, какие-то народы вымирают, а наш народ процветает. Однако, если на фоне увеличения рождаемости, грех приумножается, в этом нет никакого повода для гордости, и «слава обращается в позор».
«Грехи моего народа — вот пища их, его беззакония — вот чего жаждет их душа» (Ос. 4:8). Когда грехи и беззакония словно еда для голодного, вода для жаждущего, они становятся тем, чем человек спешит насытиться.
«Что будет с народом, то и со священником. И следуя его пути, воздам ему за его дела» (Ос. 4:9). Очень часто случается именно так: люди, которые должны подавать пример или которые назначены на особое священное служение, полностью следуют за остальными и ничем не лучше их.
«Будут есть, да не насытятся, будут блудить, да не размножатся» (Ос. 4:10). Очевидно, что эти слова можно понимать и в буквальном, физическом смысле. Грех это нечто, что не насыщает: сколько ни греши, а все равно мало; это та страсть, которая требует еще и еще, и еще. Блуд, и физически, и в переносном смысле тоже – это те усилия, которые не приносят плода. Вот, вроде, много всего, а в результате ничего.
«Ибо оставили служение Господу» (Ос. 4:10).
«Блуд и земельные вина завладели их сердцем. (Ос. 4:11)
Мой народ вопрошает дерево, и жезл им вещает, это дух блуда их сбил с пути» (Ос. 4:12). Конечно, блуд здесь можно понимать, как сексуальную распущенность. Однако, с самого начала книги, под «блудом» понимается прежде всего обращение к язычеству. «Вопрошают дерево и жезл». В данном случае речь идет об обращении к каким-то священным деревьям. И жезл, и какая-то палка, торчащая из земли, может быть каким-то священным объектом. Сегодня, например, посох является символом епископской или царской власти. И в древности он был подобным символом. Обращение к священным предметам может быть и хорошо само по себе. Однако, когда оно заменяет живое богообщение, это подобно блуду – ситуации, когда человек вместо жизни в семье идет на сторону искать себе любовных приключений.
«Совратились, Бога своего оставили. (Ос. 4:12)
На вершинах гор приносят жертвы, на холмах воскуряют, под дубом, тополем, теревинфом, хороша от них тень» (Ос. 4:13). Теревинф – растение, похожее на дуб. Речь идет о красивых, наиболее мощных деревьях этой климатической зоны. В Палестине, в отличие от России, нет каких-нибудь вековечных елей, но большие деревья тоже есть.
«Хороша от них тень, в тени приятно, посидеть полюбоваться, потому и блудят ваши дочери, развратничают невестки» (Ос. 4:13). Ну и, соответственно, младшее поколение подражает старшему, в том числе и физически.
«Не взыщу с дочерей ваших за блуд, с невесток за разврат, если сами вы ударились в загул» (Ос. 4:14). Если человек сам ведет себя определенным образом, то он не может жаловаться на то, что младшие поколения выбирают тот или иной «стиль жизни». Необязательно такой же, но свой, особенный.
«Если вы сами удалились в загул с храмовыми блудницами, приносите жертвы» (Ос. 4:14). Речь идет о тех, кто занимался сексуальными оргиями в языческих святилищах. Это было не столько удовольствием ради удовольствия, хотя данный аспект тоже там присутствовал, сколько действием ритуальным. Храмовая проституция, совокупления в языческих святилищах – способ вызвать плодородие, привлечь своей сексуальностью высшие силы. Конечно же, все это совершенно несовместимо с любой формой единобожия и религией Израиля. Но если вы себе такое позволяете, то что сетовать на распущенность молодежи.
«Народ, что не желает разуметь, погибнет» (Ос. 4:14). Вот и все, собственно, – если не хотите понимать, вас ждет гибель.
Все эти слова пророк говорит об Израиле, о северном царстве. Однако, далее речь пойдет и об Иудее, южном царстве, о котором выше было сказано, что Господь все-таки спасет его.
«Если ты, Израиль, пустился в блуд, то хоть бы пусть Иуда не марался» (Ос. 4:15). Иуда, Иудея, на территории которой находится Иерусалим, Храм, все же немного ближе к идеалу. Даже чисто географически.
«Не ходите в Галгал, не ступайте в Беф-Авен» (Ос. 4:15). Имеются ввиду храмы, которые, будучи посвященными Господу, несли на себе отпечаток языческих элементов культа. По сути, это были полуязыческие святилища.
Совершать эти ритуальные практики нет смысла. Отчасти потому, что города Галгал и Беф-Авен не предназначены для священнодействия. Однако дело даже не только в этом, а в том, что подобная суетливая религиозность, когда много всего, но нет богопознания, вне зависимости от географии, не очень нужна. Она просто мешает, забивает голову.
«Как бодливая корова упрям Израиль. Будет ли пасти его Господь как овцу в просторной долине? (Ос. 4:16)
Привязался к идолам и Ефрем. Ну так оставь его!» (Ос. 4:17) Ефрем — это одно из главных племен северного царства. Иными словами, если ваши родные братья ведут себя так, вы не ведите себя подобным образом. Напомню, что эти слова произносит пророк из северного Израильского царства. Он обращается к своим друзьям и родственникам. Это подобно тому, как если бы я сейчас говорил белорусам и украинцам: «В России всякие безобразия, но Вы то не уподобляйтесь этому». Я – русский, живущий в РФ, так говорю. Вновь и вновь в Книге пророка Осии говорится о том, что пророк – патриот Бога, а не государства.
«Закончилось питье, так они все блудят, любят, да бесчестные счеты свои губят» (Ос. 4:18). Здесь присутствует игра слов. Амурные похождения лишают израильтян всякой защиты.
«Ветер унесет их на крыльях, обернутся жертвы их позором» (Ос. 4:19). Более подробно об этом будет изложено в пятой главе.