Пророк Осия. Глава 3. - Андрей Десницкий профессор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Пророк Осия. Глава 3.

Андрей Десницкий профессор Пророк Осия. Глава 3.
Эпизод в Библии:

Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 3 главу книги пророка Осии.

Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.

Мы продолжаем читать книгу пророка Осии. В прошлый раз мы недоразобрали вторую главу, она длинная. а третья наоборот короткая. Поэтому, давайте дочитаем вторую главу, а затем начнем третью.

Во второй главе у нас неожиданно появляется тема надежды, которая вроде бы ни на чем не основана. В первой главе Господь очень резко обличает израильский народ, сравнивает его с неверной женой. И во второй эта неверность как бы испаряется, причем испаряется очень простым образом: неверная жена убеждается, что ее любовники на самом деле ничего не дают, возвращается к своему Супругу, которого она отныне зовет уже не Господином, а Мужем, то есть Тем, кто ей близок и принимает ее, а Он, в свою очередь, дает ей пищу, питье, безопасность и возможность спокойно жить.

«Обручусь тогда с тобой навек. Обручусь с тобой в праведности и справедливости, в милости и милосердии (Ос. 2:19).

Обручусь с тобой в верности, и познаешь ты Господа» (Ос. 2:20). Обручусь. Смотрите, между ними уже есть отношения супружества. Она его жена, а он ее муж. Но, все равно, необходимо какое-то новое обручение. Как это понимать? После разрыва вроде не играют новую свадьбу, если супруги расстались, а потом снова соединились. Да, конечно, это здорово, можно как-то отметить восстановление отношений. Однако мы не воспринимаем примирение супругов как новую брачную церемонию. Здесь же это воспринимается именно так, после того, как завет по сути дела разрушен, уничтожен. «Не мой народ», «непомилованная» – имена, которые пророк Осия дает своим детям, как бы рассказывая об отношении Бога к израильскому народу. Все разрушено и нужно начать заново. Оказывается, заново можно начать в любой момент. Эта тема, которая будет постоянно возникать в Библии, в христианской аскетике, в христианской культуре, в целом – никогда не поздно все исправить. Да, есть ошибки, но ошибиться не страшно, потому что за ошибкой продолжается жизнь. Ошибка — это не конечный итог, но возможность нового начала. И, вместе с тем, пророк говорит не просто «обручусь с тобой навек», и будем жить, поживать и добра наживать. Нет, сразу ставятся рамки этого союза. Эти рамок довольно много, но на самом деле, рамка одна большая, просто названная разными словами. В праведности, справедливости, милости, милосердии, верности: набор слов. По-русски, возможно, и по-еврейски это все разные слова, но эти слова связаны с определенной линией поведения. Это не какая-то разовая акция милосердия, например, раздали нищим, голодным пайки, продовольствие, приняли бесплатно у врача нуждающихся, а именно линия поведения. Предполагается, что это двусторонние отношения, вовлекающие возможно не только эту женщину и ее мужа, народ израильский и Бога. Аналогичным образом, и в семье отношения между людьми бывают теплые, доверительные, а порой кошмарные, иногда что-то среднее. И вот как раз мир, который возникает, гармония, которая появляется между этими самыми людьми, она и есть признак или даже условие того, что гармония восстановлена и в отношениях с Богом.

«И познаешь ты Господа, и будет тот день пророчеством Господа, Я отвечу и отвечу небу, а небо ответит земле, (Ос. 2:21)

А земля ответит зерном, вином и маслом. И возвратятся они Изреелю. (Ос. 2:22) Изреель, напомню, название долины, в которой произошел один из эпизодов гражданской войны в северном царстве. Оно становится именем для Израиля. Эти имена практически идентичны, и на древнееврейском языке звучат схожим образом. Но вот такой Изреель, который не Израиль, а Изреель, который Изреель, сжавшийся до одной долинки, к тому же со скандальными и кровавыми событиями, борьбой за власть, истреблением невиновных, даже этот самый Изреель, который Израилем то не называется, все равно получит ответ, и не напрямую от Бога. Господь отвечает небу, небо отвечает земле, а земля отвечает вином, зерном и маслом. В каком смысле? Видимо, Он пошлет дождь. Небо прольет дождь на землю, на земле вырастут замечательные плоды, все будет хорошо, народ израильский будет благоденствовать, у него будет, что выпить и покушать, во что одеться. Почему же так сложно? Почему не сказать, что «Я вам пошлю зерно, вино и масло», или, хотя бы, «Я пошлю дождь, и у вас это будет»? Дело в том, что эти отношения между Богом и его народом понимаются как часть глобальных отношений между миром, Вселенной, Богом и между частями этого мира, как они между собой соотносятся. Бог не просто посылает богатство, а отвечает небу, небо отвечает земле, земля проращивает этот урожай. Они все начинают друг с другом общаться. Мироздание предстает перед нами как огромное пространство общения. Отвечать же необязательно словами. Ответить можно жестом, кивком, а также действием, не произнося ни слова. Также и здесь. Совсем необязательно, чтобы небо и земля разговаривали и произносили какие-то тексты, как я сейчас. Весьма вероятно, что речь идет просто о действии – пойдет дождь и вырастет хлеб и так далее, но вместе с тем, этот мир существует как сложно устроенный организм, где все находится в собеседовании, в движении.

«На земле Моей вас поселю, назову Лорухаму “Помилованной”, (Лорухама означает «Непомилованная» – имя одной из дочерей пророка Осии) Скажу Лоамми – ты народ Мой» (Ос. 2:23). Лоамми — это «не мой народ», имя, которое было дано сыну Осии, и вот оно утрачивает свое символическое значение. Потому что теперь «это мой народ».

«А он мне скажет: «Ты Бог мой» (Ос. 2:23). Казалось бы, что в этом такого? В данном случае «ты Бог мой» – это не просто констатация фактов: на небе луна, в мире есть Бог, который действует в нем и т. д. Но речь идет именно об установлении отношений: жена ты мне или не жена, Бог ты мне или не Бог. Соответственно, эти отношения глубоко личные, они нуждаются в том, чтобы их возобновлять, называть их иногда заново. Ну, и в семейной жизни Осии все изменится.

«И сказал мне Господь: ступай и люби ту женщину-прелюбодейку, у которой любовник» (Ос. 3:1). По всей видимости, они расстались, а здесь Господь отправляет пророка обратно к супруге. «Как любит Господь и сынов Израиля, а они на чужих богов засматриваются, любят их виноградные лепешки» (Ос. 3:1). Отношение Бога к своему народу подобно отношению брошенного мужа к горячо любимой жене, которая гуляет. Это очень больно, прежде всего для мужа, в данном случае для Бога. Оказывается, он не только судья, но и пострадавшая сторона в этом семейном конфликте. Мы видим даже такие образы – «засматриваются», «любят угощения», виноградные лепешки, из изюма, такие прессованные.

«Тогда выкупил я ее за пятнадцать сикелей серебра и полтора хомера ячменя» (Ос. 3:2). Хомер – мера сыпучих тел. Осия выкупает свою жену.

«И сказал ей: надолго останешься у меня» (Ос. 3:3). Cупруга Осии, видимо, продана куда-то в рабство или находится в какой-то долговой кабале. Пророк же, который формально уже может не считать ее своей женой, от этого своего права отказывается, принимает ее как жену и выкупает.

«Надолго останешься у меня, не блуди и не ложись с другим, но и я не лягу с тобой» (Ос. 3:3). Этот отрывок можно прочитать по-другому – «и я буду с тобой», но этот перевод не очень подходит по контексту. Возможно, после этого блуда наступает какой-то период, когда муж не касается жены, и они живут без супружеских отношений. Однако при этом она в доме. Происходит период очищения, успокоения, для того, чтобы пройти этап этого ожидания, воздержания. И вот у Бога с его народом видимо что-то похожее. Они общаются, у них есть союз, однако, этот союз некоторое время неполный. Бог не кидается сразу в объятия…

«Так и сыны Израиля будут долго жить без царя и без князя, без жертв, без алтаря, без ефода и терафима» (Ос. 3:4). Ефоды и терафимы — это детали священнического облачения. И вот какое-то время у сынов Израиля не будет формальной религиозной жизни. И обряды не будут совершаться, что может вызвать у израильтян ужас. Однако, с другой стороны, необязательно, чтобы обряды отправлялись всегда. Ведь верить в Бога можно и без них. Гораздо лучше, когда и богослужение, и установления, связанные с формальной религиозной жизнью есть, но и без них вера может существовать. Более того, время, когда этих обрядов нет – это период испытаний. Необходимо понять, что важно и насколько необходимы Храм, богослужение и связанные с этим практики народу Израиля на самом деле.

«А потом обратятся сыны Израилевы и будут искать Бога и царя своего Давида, и почтут Господа, и благость его в последние дни» (Ос. 3:5). И вновь мы видим, как недостаток, пусть даже какой-то внешний, житейский, продовольственный и т. д., становится отправной точкой для поиска. Когда все хорошо, Бога искать незачем. Зачем, если мне и так приятно и радостно. Однако, когда начинаются проблемы, к Нему обращаются. Бог принимает и такое обращение, хотя, возможно, оно Его огорчает точно также, как выходки развратной жены огорчают глубоко любящего ее мужа.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий