Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 10 главу книги пророка Осии.
Лектор использует свой перевод Ветхого Завета.
В десятой главе Книги пророка Осии речь идет об обличении Израиля или Ефрема, северного царства, наряду с южным, Иудой. Гораздо большее внимание здесь уделяется об Израилю или Ефрему. В данном контексте эти понятия являются синонимичными.
«Израиль – ветвистая лоза, дающая виноград себе самой. Чем больше гроздей, тем больше алтарей. Чем изобильней земля, тем идолы обильней» (Ос. 10:1). Виноград плодоносит. Здесь он плодоносит для себя самого, сам себя потребляет. Почему пророк приводит этот образ? Прежде всего, речь идет о языческих культах, а может быть и не только языческих, но также и о тех, которые формально посвящены единому Богу, Господу, но, тем не менее, создаются в соответствии с желаниями самих израильтян и по тому образцу, который они считают для себя правильным.
«Совратилось их сердце, виновны они, разобьет он алтари, идолов разрушит» (Ос. 10:2). Все эти культы прекратят свое существование.
«Скажут теперь: “Нет над нами царя, Господа мы не боимся. А царь что он сделает нам?” (Ос. 10:3). Это описание можно сравнить по аналогии с событиями 1917 года в России: «нет над нами царя, а Господа мы не боимся, что же сделает нам царь?» Мы видим, что такие вещи происходили давно и по разным поводам. Царская власть часто являлась единственным цементом, который более или менее скрепляла общество. Когда она ослабевала, царь либо лишался своего трона. Слабость царя означала проблемы для государства. И по отношению к Богу, ну да, мы не боимся Его. Вот царя боимся, потому что пока он сильный, может что-то сделать. Эта картина очень часто сопровождается постройкой алтарей и внешним благочестием. В случае с Израилем алтари строятся не потому, что евреи всерьез относятся к Богу и хотят следовать его заветам, а по каким-то другим причинам, даже не очень важно, по каким.
«Говорят слова пустые, дают ложные клятвы, заключают союзы, потому разрастается тяжба ядовитым сорняком на бороздах поля» (Ос. 10:4). И смотрите, израильтяне говорят «мы не боимся Бога». Из этого можно было бы сделать вывод, что они будут заниматься всяким развратом и прочим, не будут приносить жертвы, молиться. Однако, здесь речь идет о другом: о словах, ложных клятвах, союзах, которые приводят лишь к тяжбам, негативу в отношениях людей между собой. Разрастание социальной несправедливости есть следствие отсутствия страха Божьего. Пророки постоянно подчеркивают, что страх Божий, почтение к Господу — это не философская, а поведенческая категория, и в отношении к ближнему человек наиболее полно и точно показывает, как он относится на самом деле к Богу.
«За тельца Беф-Авена трепетать будут жители Самарии» (Ос. 10:5). Беф-Авен – одно из святилищ, где находился «телец» – статуя языческого божества. Возможно, ее считали статуей Бога. Помните, когда Моисей спустился с горы Синай, он увидел, как израильтяне приносят жертвы золотому тельцу и говорят: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». Они даже не говорили Ваалы, Исиды и Осирисы, какие-нибудь Мардуки, то есть боги других народов. Они говорили: «вот те, кто тебя вывел». То есть граница между верой в единого Бога и идолов иногда пересекается незаметно. Человек иногда сам не понимает, где он начинает верить не в Бога – Творца Вселенной, а в Бога – строителя нашей империи, который обеспечивает нам люксовый статус потребления и накажет всех, кого мы не любим. Но это идол, бог, который действует так, как нам нравится, телец, которого мы отлили, перед которым мы пляшем и говорим: «Сделай так как нам нравится. Да будет наша воля, а ты ее, пожалуйста, исполни». Вполне вероятно, нечто подобное происходило и в Беф-Авене.
«Трепетать будут жители Самарии, зарыдает о нем его народ, о славе его ликовавшие прежде жрецы, потому что покинет его слава. (Ос. 10:5)
Самого его в Ассирию унесут в подарок царю Иареву» (Ос. 10:6). Иарев – это ассирийский царь. Ассирия завоюет Беф-Авен, возьмет и его тельца, возможно и какие-то другие украшения, будь то языческие идолы или просто что-то ценное, дорогое и унесет к себе (завоеватели всегда утаскивают все дорогое, ценное, включая и культурное наследие). В этом, собственно, и заключается вся разница, потому что того бога, которого отлили по собственному желанию, как мы хотим его видеть, в любой момент заберут и ничего нам не оставят.
«Опозорится тогда Ефрем, постыдится Израиль замыслов своих. (Ос. 10:6)
Самария и царь ее будут сметены как ветка потоком воды» (Ос. 10:7).
«Будут разрушены высоты нечестия, грех Израиля, колючки и тернии взойдут на его алтарях» (Ос. 10:8). Алтари, или высоты, высокие холмы, на которых стояли те же самые алтари, собственно, являются языческими святилищами, но вместе с ними пострадает и царь, и народ. Иными словами, не бывает такого, чтобы религиозная составляющая была «плохой», а государственная «хорошей», и наоборот, потому что все эти культы, вообще Церковь или община Ветхого Израиля – это и есть общество, по крайней мере значительная его часть. Они живут совершенно по одним и тем же признакам. Если мы смотрим на Церковь, то понимаем, какое общество, и наоборот. И вот если что-то происходит с этой общиной древнего Израиля, то и с Израильским царством происходит ровно то же самое.
«И скажут тогда горам: “укройте нас”, холмам: “падите на нас” (Ос. 10:8). То есть люди пытаются где-то, как-то спрятаться.
«Со дня Гивы грешил ты, Израиль, словно там и остался» (Ос. 10:9). Гива – это, судя по всему, ссылка на события в Гиве Вениаминовой, которые описаны в конце Книги Судей. Жители Гивы плохо поступили с наложницей одного левита. Здесь мы видим тему разврата, в том числе сексуального разврата, как прообраза всякого разврата. Она постоянно проявляется в книге пророка Осии, в частности и здесь. И вот Израиль грешит, начиная с тех дней, как будто там и остался. Это тоже странный упрек. Зачем вспоминать события, которые происходили 400–500 лет назад? Какая разница? Все это уже давно прошло. Сегодня мы можем сказать, что во времена татаро-монгольского ига русские плохо себя вели. Какая разница? Это не мы, а какие-то наши очень далекие предки. Речь идет не о генетической памяти, модное нынче слово, довольно бессмысленное, не о карме, которая тяготеет над народом (такое же бессмысленное слово и такое же модное слово), а о продолжении линии поведения. Почему у нас сегодня спорят, о чем угодно, о сталинизме, о чем-то еще? Вовсе не потому, что надо ворошить раны прошлого, а потому, что необходимо разбираться в настоящем. И, зачастую, события настоящего понимаются как продолжение линии поведения из прошлого. Когда это происходит, надо срочно что-то менять.
«Со дня Гивы грешил ты, Израиль, словно там и остался, словно война не смела нечестивых» (Ос. 10:9). А она смела. Этот город был взят. Все плохо кончилось для этих людей. Проводя аналогии с Россией, заметим, что вроде бы у нас тоже давно закончилось татаро-монгольское иго, или революция 1917 года, ну какие-то мрачные эпизоды. Но, посмотришь вокруг и видишь столько похожего: то баскаки Золотой Орды, которые набегают за данью, то революционные матросы, которые обломают все вокруг себя, и подумаешь, что мы как будто там и остались. Но дело не в том, что мы несем наказание за грехи наших праотцов. Нет, это глупость. Дело в том, что мы живем так же, как и они.
«По воле Моей накажу их, соберу против них народы, наложат за двойной грех оковы» (Ос. 10:10). Грех здесь называется двойным видимо из-за того, что повторяется вдвойне. Аналогичным образом, людской суд принимает рецидив как отягчающее обстоятельство. Если преступление совершается один раз, то и наказание происходит один раз. Если же второй, то наказали строже. Здесь происходит то же самое. Оказывается, что народы, которые нападают на Израиль, воюют с ним, порабощают его – это всего лишь средство его наказать, привести в чувство, а вовсе не геополитика, не случайность и не происки врагов против нас хороших. Это наказание от Господа. Существует универсальное правило: есть Бог и есть мы, а все остальное – это обстоятельства, которые, как правило, определяются нашими отношениями с Богом.
«Ефрем – обученная телица, что охотно молотит» (Ос. 10:11). Молотьба – это когда по гумну рассыпают только что срезанное зерно. Телица или ослик ходит по этому самому зерну, обычно тащит за собой тяжелую повозку, чтобы вылущить из колосьев зернышки, обмолоть. Обученная телица молотит охотно. Она такая спокойная, работящая, и все вроде бы идет хорошо.
«Но я не взгляну на ладную его шею, запрягу Ефрема, Иуду заставлю пахать» (Ос. 10:11). Ефрем – северное царство, Иуда – южное. Вроде бы Господь даже любуется своим народом: да, Ефрем, ты как та самая телка, которая уметет хорошо обмолачивать зерно, ты Мной обучен, ты Моя домашняя зверушка, но Я не посмотрю на то, как Я тебя люблю, Я тебя заставлю пахать; давай потрудись, поработай. Требовательная любовь проявляется в том, что Господь любуется Израилем, но говорит, что работать он все равно будет.
«Иакова землю свою боронить» (Ос. 10:11). Иаков — это имя, которое объединяет Ефрем и Иуду. Иаков, он же Израиль, – предок всех еврейских колен.
«Сейте себе по правде, и пожнете плод милости» (Ос. 10:12). Все очень просто. Помните, ранее мы читали: «посеяли ветер, пожнут бурю, ну а посеяв правду, пожнут милость». Что человек вкладывает в окружающий мир, в свою собственную жизнь, то он и получает на выходе.
«Распахивайте себе целину, ныне время искать Господа» (Ос. 10:12). Эта тема постоянно звучит в пророческих книгах: поиск Бога. Это вовсе не означает говорить, что Он у меня в кармане сидит, вот сейчас достану, всем покажу, предъявлю. Нет. Поиск Господа — постоянный процесс, как распахивание целины. Что такое целина? Земельный участок. На нем что-то нарастёт, какие-то там травы. Но приходит человек, распахивает его, сажает хлеб или фруктовый сад, или виноградник, и она начинает плодоносить. Травы – это красиво, но без пользы, а здеь приносятся плоды, и человек преображает окружающий мир. Он распахивает целину, как он ищет Бога. И в том и в другом случае человек занимается каким-то целенаправленным действием для того, чтобы что-то получить, для того, чтобы в мире стало больше чего-то хорошего, как урожая.
«Ныне время искать Господа. Когда он придет, дождем прольет на вас правду» (Ос. 10:12). Для этого сельскохозяйственного образа дождь очень хорошо подходит. Это то, что позволяет всходам вырасти.
«Вы распахали злодействами, нечестие пожали, питались плодами лжи, вы ведь доверились себе самим, множеству воинов своих» (Ос. 10:13). Мы вновь видим сельскохозяйственные образы. В ту эпоху почти все занимались сельским хозяйством. И эти образы были многим знакомы. Надо пахать целину, то есть осваивать новое, надо искать Господа, сеять правду, чтобы пожать милость. А вы вместо этого распахали злодейства, и пришло к вам нечестие. Вы доверились себе самим, множеству воинов. Кто же не желает иметь сильную армию? Какая страна не хочет? Наверное, каждая страна стремится к этому, и когда это удается, хочется им довериться, сказать, что у нас очень крутая армия, мы всех победим. Однако вопрос не в том, какая у вас армия, а в том, что вы сеете, какой урожай.
«Но раздастся в твоем народе военный клич, все крепости твои падут» (Ос. 10:14). Соответственно, будет война, и этими воинами не удастся отбиться.
«Так Салман разрушил Бет-Арбел, мать и детей разом порубив» (Ос. 10:14). Салман – один из враждебных Израилю царей, который в одном из городов уже сотворил такое злодейство, осуществив геноцид местного населения.
«Вот к чему приведет тебя Бейт-Эль» (Ос. 10:15). Бейт-Эль – одно из святилищ, которое можно считать языческим, или, как я уже не раз говорил, место искаженного почитания единого Бога. И вот вся эта идеология – у нас своя религия, мы самые крутые, Бог нам всегда поможет – и называется словом Бейт-Эль. Хотя, что плохого в Бейт-Эле, или в Вефиле как читается название этого города в синодальном переводе? Да, ничего. В Бейт-Эле праотец Иаков, он же Израиль, видел сон о том, как ангелы сходили с небес и поднимались по лестнице. Это первое место, где Господь явился Иакову в таком особенном образе. Казалось бы, Бейт-Эль – прекрасное, замечательное место для паломничеств, но, одновременно, это и место для культа самодостаточности своей собственной религии.
«За ваши злодеяния бесследно сгинет на заре царь Израиля» (Ос. 11:1). Здесь, царь – представитель всего народа, и когда он сгинет, с народом не будет ничего хорошего. Это уже относится ко всем «участникам процесса». Ну, а удивительную повесть о любви Бога и Израиля, в которой еврейский народ предстает в образе юной девушки, мы прочитаем в следующий раз.