Медиатека

Теги

    Ошибка в тексте ?

    Выделите ее мышкой и нажмите

    Ctrl + Enter

    Пророк Осия. Глава 1.

    Эпизод в Библии:

    Приблизительное описание лекции:
    Библейский портал ЭКЗЕГЕТ.РУ представляет лекцию профессора, библеиста А.С. Десницкого на 1 главу книги пророка Осии.

    Книга пророка Осии похожа на книгу пророка Амоса, и это неудивительно, потому что они соотечественники и современники. Амос и Осия жили в VIII веке до н. э. на территории Израильского царства. Напомним, что после смерти Соломона единое государство, в котором правила династия Давида, разделилось на южное – Иудейское (Иудея) и северное – Израильское (Израиль). Иерусалим находился на территории южного царства, хотя, географически, он располагался недалеко от границ северного. Израиль, в целом, сталкивался с теми же самыми проблемы, что и Иудея. Однако, следует отметить, что языческие практики и культы получили на севере более широкое распространение, чем на юге. Это было связано в первую очередь с тем, что Иерусалимский храм, который в ветхозаветном понимании являлся духовным центром, священным местом, где все – и иудеи, и израильтяне, и северные, и южные племена поклонялись единому Богу, располагался за пределами Израильского царства. Сами израильтяне отчасти воспринимали Храм своей святыней, но все-таки он находился не в их родной северной части некогда единого царства Давида и Соломона, а в южной. И, в этой ситуации, у «северян» постоянно возникало стремление иметь собственный религиозный центр. Пророк Амос как раз и обличал это в Вефиле, и в других местах. Проповедь Осия также направлена на это. Однако, он не только и не столько говорит, сколько действует.

    «Вот слово Господне, которое было к Осии, сыну Беерину, когда в Иудее царствовал Озия, затем Иофам, Ахаз и наконец Езекия, а в Израиле Иеровоам, сын Иоаса» (Ос. 1:1). В рассматриваемую эпоху основой для датировки событий являлся период правления того или иного царя. Абсолютной датировки не существовало. К моменту дарования откровения пророку Осии в Иудее уже сменилось несколько царей. Иеровоам правил довольно продолжительный период времени. Описываемые события происходили в третьей четверти VIII века до н.э. В 725 г. до н. э. происходит разрушение Самарии и падение Израильского царства. Это означает, что служение пророка приходится на период до 725 г. до н. э. Что же это за слово Господне, которое было обращено к Осии? В нашем привычном представлении, Господь говорит пророку некий текст, послание, которое тот должен передать израильтянам. Отчасти, так оно и есть. Однако, не это главное в книге Осии. Главное – действия. Нас с самого начала поразит насколько Господь не дружелюбен с пророком.

    Когда Господь начал говорить с Осией, он сказал ему: «Ступай, возьми себе блудную жену и детей блуда, ибо блудно блудит эта земля, оставив Господа» (Ос. 1:2). В оригинале текста мы видим повторы одних и тех же слов. Женись на развратнице, на гулящей девке, и еще детей ее возьми себе, наверное, детей от каких-то других мужчин. Кому это понравится? Я думаю очень мало мужчин согласились бы с подобным призывом Господа. Зачем все это происходит? С одной единственной целью: показать, что Израиль ведет себя точно также. В современном мире тема человеческой сексуальности является очень опасной с точки зрения иудейского, христианского благочестия. Мы не будем здесь ее затрагивать. Люди женятся, выходят замуж и рожают детей. Все это в рамках привычной нормы. Однако, мы не будем говорить о каких- то духовных вещах, связывая их с сексуальностью. В эпоху пророка Осии это было возможно. С другой стороны, сексуальность – это очень сильная вещь в человеке. Она присутствует в нем с отроческих лет и почти до самой смерти. Лишь тот, кто доживает до очень преклонных лет, наверное, от нее избавляется. Иногда образы, связанные с сексуальной жизнью, это прекрасный способ донести какую-то мысль. Для нас с вами (и в христианском или иудейском обиходе, в целом) сфера отношений между полами – абсолютно закрытая область. Кто-то женится, выходит замуж, и дальше что-то происходит само собой. Однако, в рассматриваемом контексте, семейная жизнь Осии становится демонстрацией, причем скандальная семейная жизнь. У многих наших современников семейная жизнь не задается, это не такая редкая история, когда оказывается, что спутник жизни оказывается неверным, дети – от другого мужчины, и так далее. Возникает желание как-то уйти от подобных обстоятельств, и уж тем более, выскользнуть из таких священных текстов с нашими личными делами, с несостоятельностями и проблемами. А есть другой путь, и этот путь явлен в книге Осии. Все что происходит в жизни человека может быть моделью его отношений с Богом. Так, супружеская неверность, в том числе сексуальная развратность, обозначают в данном контексте какие-то другие вещи, не благочестие и великолепие, и какое-то возвышенное состояние, а то положение, в котором реально находится человек. Господь говорит через Осию: ты не только по мужикам бегаешь, как эта девка, но и в отношении языческих идолов точно также себя ведешь, и не только ты, а и весь Израильский народ. Вот посмотрите на нее, на эту развратницу и подумайте, что вы ничем не лучше. Оказывается, и так можно показывать пальцем. Если мы показываем пальцем на женщину с плохой репутацией, ну и на мужчину, часто подразумевается, что это она – вот эта развратница, а мы то приличные люди. В рассматриваемом контексте места для подобных мыслей не остается. Читая книгу пророка Осии, можно лишь посочувствовать и понять, что пророк — это не человек, которому очень хорошо, и поэтому он идет и говорит от имени Бога то, что Бог хотел бы передать людям; наоборот, это человек, которому очень плохо, он не может терпеть того, что происходит вокруг него, он кричит от боли. Пророк – не почтальон Печкин, который принесет конверт: «Вот вам Бог пишет, давайте, штраф заплатите». Он тот, кого на операционном столе режут без наркоза. Повторимся, пророк кричит от боли, и эта боль может ощущаться только им, хотя болезнь сидит во всех. В его семейной жизни это так выскочило, а где-то выскакивает в других сторонах жизни. Быть пророком плохо, об этом и сами пророки свидетельствуют.

    «Он пошел и взял Гомель, дочь Дивлаима, она забеременела и родила ему сына» (Ос. 1:3). Мы не знаем, о ком в данном случае идет речь, но это и не важно. Оказывается, что пророк имеет детей от брака с этой женщиной. Это свидетельствует о том, что отношение пророка к союзу с ней было серьезным. Он пытается с ней нормально жить. Так и Господь живет со своим народом, с каждым из нас, хочет взаимопонимания и близости, духовной близости. Желание быть вместе, желание творить, в широком смысле, есть в этом браке и в наших отношениях с Богом. Однако впоследствии все оказывается не совсем так, как хотелось бы.

    «Господь сказал ему: назови его Изреель, потому что очень скоро я спрошу за Изреельскую кровь с дома Ииуева и уничтожу Израильское царство, (Ос. 1:4) И будет в тот день, Я сокрушу в долине Изрееля лук Израилев» (Ос. 1:5). Я не буду приводить примеры из недавней или давней российской истории. Подумайте о каком-нибудь очень позорном событии, которое происходило в недавнем прошлом, или столетия назад, и, когда у вас родится сын, дайте ему имя по названию этого события, или места, где оно происходило. Вам не захочется этого, правда? Скорее всего, Вы пожелаете дать ребенку красивое, гордое имя, которое напоминало бы о чем-то радостном. В Книге пророка Осии, напротив, упоминается Изреельская бойня. Я не буду сейчас рассказывать, что там конкретно произошло. Это не очень важно. Речь идет об очередной смене власти, во время которой предшествующий правитель был убит, а его потомки вырезаны Периодически, такое происходило в истории Израильского и Иудейского царств. Это своеобразная маленькая революция семнадцатого года. Господь призывает Осию назвать сына именем этого самого Изрееля – долины, в которой происходили массовые убийства. Кстати, название Изреель похоже на Израиль. Не случайно тот народ, который должен быть Израилем, оказывается Изреелем. Например, страна, которая называлась Россия вдруг оказывается какой-то «совдепией», в которой разрушается все то, что в России было хорошего. «Сокрушу я в долине Изреелевой лук Израиля», – говорит Господь. Получается, что этот счет не останется без оплаты. И имя сына Осии свидетельствует об этом.

    «Она снова зачала и родила дочь. Господь сказал Осии: «Назови ее Лорухама.» Ибо больше я дом Израилев миловать не буду, прощать не стану» (Ос. 1:6). Лорухама в переводе с еврейского буквально означает «непомилованная». Это имя едва ли подходит для любимой доченьки.

    «А дом Иудин я помилую, я спасу его Господом Богом, ни луком, ни стрелами, ни мечом, ни войной, ни конями, ни всадниками спасу» (Ос. 1:7). Осия говорит о соседнем народе, об Иудее, о доме Иудином, как читаем в тексте, и пророчествует ему благо, а своему народу – нет. Это выглядит как-то непатриотично с нашей точки зрения. Подобный подход встречается часто в пророческих книгах. Вопрос заключается не в том, что вы хотите услышать, а в том, делаете ли вы то, что от вас хочет Бог. И если нет, то последствия этого дадут о себе знать. Очень легко обличать кого-либо из позиции: «вы там все чернь, нечестивцы, а я в белом, красивый, умный, благочестивый стою, и пошли вон отсюда». Бог велит Осии назвать этими именами, такими страшными пророческими именами, своих крохотных детей, самых дорогих, любимых, тех, кого безусловно хочется защитить, закрыть от всего этого. И позиция «человека в белом плаще на постаменте» в данном случае неактуальна, потому что это приходится говорить детям, еще не разумным, ни в чем не виноватым. Однако они несут на себе последствия того выбора, который делает твой народ. Здесь не выйдет этой горделивой позы человека в белом, а выйдет опять-таки крик. Пророк — всегда трагедия, и, может быть, Осия с самого начала ярче других дает это понять. «А вот другой народу спасу». Причем, не луком и стрелами, а Господом Богом. Не понятно как? Не его военной силой.

    «Отняв от груди Лорухама Гомель снова забеременела и родила сына. (Ос. 1:8) Господь сказал: назови его Лоамми, потому что вы мне больше не народ, Я вам больше не Я есмь.» А вот это самое горькое и страшное. Лоамми – это буквально «не мой народ». С именем Лорухама («не помилую») еще можно смириться. Господь не помилует сейчас, но, возможно, помилует впоследствии. Может быть, все-таки, как-то обойдется. Здесь же Господь говорит: «Не мой народ». Когда Израиль выходит из Египта, единственное важное событие, которое с ним – он становится народом Божиим. Все остальное – подробности того, как это происходит. Дальнейшая история Израиля – это история отношений Бога и его народа. Да, Господь милует его, когда хочет, наказывает, когда следует. Он оберегает Израиль и делает с ним, что угодно. Это далеко не всегда означает, что народу хорошо, но это всегда означает, что отношения между Богом и Израилем есть. В данном же случае Господь по сути дела говорит: «Вы мне больше не народ». А что такое «Я вам не Я есмь»? Когда Моисей спрашивает Бога о его имени, в Синайской пустыне, Господь дает ему такой ответ: «Я тот, кто Я есмь», то есть не придумывай мне имя. Существуют многочисленные Ваалы, всевозможные Осирисы, Торы и Сеты в Египетской земле; Я не один из них, Я тот, кто действительно существует. «Я есмь» – это не просто «я – Андрей Десницкий», или «я есмь Андрей Десницкий», опять-таки, один из многих. «Я есмь» означает «Я присутствую». В данном случае это не просто глагол-связка «быть». «Я есмь» означает «Я тот, кто Я на самом деле присутствую здесь, во всей полноте, сейчас, в твоей жизни и это все, что тебе нужно знать». Никакого другого имени, никакого другого жетона на право возвещать Его слово и действовать от Его имени у тебя не будет. Присутствие Бога — это единственное, что у тебя есть. Именно этого Господь лишает народ Израиля, что звучит страшно. Слова пророчества были сказаны за десять, двадцать, пять лет до уничтожения северного царства. Однако прежде, чем царство погибает, Бог говорит: «Я вам больше не Я есмь. В вашей жизни меня больше нет». Это можно понять, как констатацию того, что произошло, как угрозу, как наказание. Сами израильтяне отказались от Бога. В любом случае, это главная причина того, что дальше все будет совсем не так, как хотелось, наверное, самому Осии. Точно также и в браке. Нам, наверное, хотелось бы другой семейной жизни, но получилось та, которая получилась.

    Оставить комментарий