Пророк Иона - Лоренцетто (Лоренцо Лотти)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пророк Иона
Пророк Иона
Автор: Лоренцетто (Лоренцо Лотти)
Местонахождение: Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим
Произведение: Скульптура Пророка Ионы
Жанр: Скульптура
Год создания: 1520 г.
Эпоха: Высокое Возрождение

Описание произведения.

Это изваяние было создано Рафаэлем и высечено его помощником Лоренцетто для капеллы-усыпальницы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Статуя «Пророк Иона» находится слева от алтаря, в нише, напротив «Пророка Аввакума», выполненного Бернини.

Как и остальные скульптуры в часовне Киджи, статуя Святого пророка Ионы создана из каррарского мрамора, отличающегося высоким качеством и цветом — благородным желтоватым оттенком. Легенда гласит, что глыба, послужившая материалом, была взята при раскопках античного храма Юпитера Статора (сейчас считается, что это был храм Кастора и Полидевка).

Пророк изображен в виде безбородого прекрасного юноши, попирающего кита, которой поглотил его и носил во чреве, прежде чем он был освобожден Господом. Правая нога Святого Ионы упирается в нижнюю челюсть открытой пасти морского чудовища, не обращая внимания на ряды острых зубов, которые эту пасть обрамляют. Левая отставлена чуть назад, будто омываемая пеной морской. Пророк изображен сидящим на корпусе кита, но сам этот корпус практически не виден, укрытый стекающей с торса Пророка драпировкой, верхний угол которой Иона поднимает у себя над головой. Затем ткань идет по спине и, через правое бедро, по ноге вниз.

Тело Святого Пророка прекрасно, оно выражает основную идею итальянского гуманизма того времени — человек как высшее творение Божие прекрасен. Корпус слегка развернут влево, вслед за поднятой над головой левой рукой. Правая придерживает драпировку на бедре. Неясно, предназначалась ли изначально скульптура для этой ниши. В нынешнем положении Святой Пророк показан отвернувшимся лицом от алтаря (его голова склонена вправо), кроме того, статуя находится в капелле не в самом выигрышном ракурсе. Сохранилось несколько рисунков (в том числе Тондо в Ватикане, созданное по эскизу Рафаэля), где статуя показана в правой нише. Туда же ее хотел переместить и Бернини при перестройке капеллы, но потом отказался от этой идеи. Однако, эскиз к статуе показывает ее с лицом, развернутым налево, к алтарю, то есть форму, которая была бы более уместна в левой нише. В какой момент и почему было внесено изменение в проект — неизвестно.

Считается также, что голова статуи (как, впрочем, и множества других, созданных в Италии скульптур) была создана под влиянием портрета Антиноя из коллекции Фарнезе. Но стоит отметить, что неизвестно, где находилась эта античная статуя во время Рафаэля, так как в коллекцию Фарнезе она попала позже. Не исключено, что художник, вдохновляясь некой статуей красивого римского юноши, не придавал значения, кого оригинал изображал.

История создания.

Скульптура стоит в нише около гробницы в капелле Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо. Эта капелла была заложена в 1507 году по заказу Агостино Киджи как усыпальница для его семьи. В 1512-1516 годах Рафаэль Санти, великий художник, бывший одновременно и талантливым архитектором, разрабатывал ее архитектурное решение и художественное убранство. Капелла была возведена как единое пространство, перекрытое высоким куполом. Внутри она должна была быть украшена мозаичными полотнами, а в нишах на четырех углах планировалось поставить фигуры четырех Святых Пророков — Илии, Ионы, Даниила и Аввакума. Рафаэль Санти изначально хотел сам выполнить все работы, но строительство капеллы затянулось. Художник не дожил до его окончания (завершено оформление было только в XVII веке Джан Лоренцо Бернини). Кроме того, Рафаэля постоянно отвлекали другие заказы, и в результате, многие художественные и скульптурные работы в капелле по эскизам Рафаэля выполнял его помощник Лоренцо Лотти (известный также как Лоренцетто).

Рафаэлю принадлежит не только замысел поставить около алтаря статую Святого Пророка Ионы, но и подробные эскизы этой скульптуры — по сути, это оказался единственный опыт работы великого мастера в камне. При перенесении в мрамор, Лоренцетто (возможно, согласуясь с мнением самого Рафаэля, у которого он учился), внес минимальные изменения, касавшиеся, в основном, положения головы скульптуры и драпировки на ее правой руке.

Отношение автора к вере.

Джорджо Вазари говорит в своем описании биографий великих итальянских художников, что «в Рафаэле воссияли во всем своем блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболее ценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, даже самый безобразный порок и смыть любое, даже самое темное пятно».

К сожалению, никаких записок, отражающих религиозные взгляды самого Рафаэля Санти, не сохранилось. Но за него говорят его работы — например, известнейшая серия изображений Мадонны с Младенцем, тема, к которой Рафаэль обращался в течение всей жизни.

Ранние Мадонны, например, Мадонна Конестабиле или Мадонна Темпи, являют собой образец кротости и покорности судьбе — они показывают всю нежность, которую Предвечная Дева питала к своему Младенцу, с искренней любовью исполняя то, к чему ее призвал Господь. Более поздние Мадонны римского периода — Мадонна Макинтоша, Мадонна Фолиньо и, конечно, Сикстинская Мадонна — это изображение Прославления Богоматери, страстная молитва художника Предвечной Деве, выражение ее искреннего почитания.

Во всех этих работах видно, что Рафаэль Санти был искренне верующим человеком и страстным католиком до глубины души. Несмотря на то, что, как и все окружающие его люди, он много внимания уделял изучению античной культуры и развивающемуся тогда светскому гуманизму, это не могло поколебать его веру, в которой он был воспитан своей искренне любимой и рано умершей матерью.

К сожалению, от Лоренцо Лотти не осталось никаких записок, и его работ сохранилось тоже очень мало. Даже Вазари, биограф всех итальянских художников эпохи Возрождения, обошел стороной вопрос веры Лоренцетто. Впрочем, то, что Вазари, склонный гиперболизировать все грехи и ошибки описываемых им персонажей, ничего не говорит о том, как Лоренцо Лотти относился к Господу и церкви, свидетельствует о том, что это скульптор был добропорядочным католиком.

Биография.

Рафаэль Санти по праву считается самым совершенным художником мира. Но он занимался не только живописью, в его арсенале много архитектурных работ. А вот опыт в скульптуре был только один — разработка проекта статуи Пророка Ионы для капеллы Киджи.

Мастер родился в небольшом городе Урбино, расположенном на востоке Италии весной 1483 года. Его отец — Джованни деи Санти — был придворным художником герцога Урбино, и семья была достаточно обеспечена. С детства Рафаэль имел возможность посещать мастерские при дворе герцога, который был покровителем искусств. Мальчик учился у таких мастеров как Паоло Учелло и Лука Синьорелли. После смерти матери (в 1491 году) и отца (в 1495 году), юного художника отдали в подмастерья к известнейшему творцу Пьетро Перуджино, у которого Рафаэль научился многому. Вместе с наставником юноша переехал в 1504 году во Флоренцию, центр художественной жизни Италии. Уже вскоре в работах Рафаэля стал прослеживаться авторский стиль. В этот период им были написаны такие шедевры как «Обручение девы Марии», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле», «Три грации» а также копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь».

В 1508 году Рафаэль получил крайне почетный заказ — папа Юлий II пригласил его в Рим расписать станцы — комнаты в личных покоях папы в Ватиканском дворце. Изначально речь шла только об одной комнате. Но затем, восхищенный работой Рафаэля, папа передал ему заказ на роспись всех четырех покоев, в каждом из которых находится четыре фрески. Работа затянулась, и последние росписи выполняли ученики Рафаэля уже после его смерти в 1520 году. На самой знаменитой фреске «Афинская школа» изображен диспут между Платоном и Аристотелем. Среди окружающих их фигур Рафаэль изобразил художников и философов своего круга, а сам Платон наделен чертами Леонардо да Винчи.

Во время пребывания в Риме художник продолжил писать самый свой излюбленный сюжет — Пресвятую Мадонну с Младенцем. Всего за всю жизнь им было создано 42 полотна с изображением Предвечной Девы. Римские мадонны, как правило, отличаются динамической композицией, резкими и интересными разворотами корпуса, сложными положениями фигур. Самые известные работы и этой серии написанные во время пребывания художника в Риме — это Мадонна Альдобрандини, Мадонна Альба, Мадонна Фолиньо, Мадонна в кресле и, конечно же, Сикстинская Мадонна. Это, пожалуй, самое известное произведение Рафаэля, да и всей мировой живописи. Божия Матерь изображена на нем шествующей по облакам, ее приветствуют Святая Варвара и Святой римский папа Сикст II. Для церкви, посвященной ему, и была создана эта картина.

Среди работ Рафаэля есть и полотна на другие религиозные сюжеты — например, Преображение, последняя из написанных художником картин.

Также Рафаэль был очень известен как портретист, он оставил целую галерею образов своих современников. Особенно выдающимися работами были портреты гуманиста Бальдассаре Кастильоне и папы Юлия II.

После смерти папы Юлия II на престол Святого Петра взошел папа Лев X, который также очень высоко ценил гений художника. Он назначил Рафаэля на две важные должности — хранителя ценностей Святого престола и главного архитектора Рима. Как архитектор, мастер работал над Базиликой Святого Петра, по следам своего предшественника Браманте, построил дворец Видони-Каффарелли, церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи, а также капеллу Киджи по заказу кардинала Фаджи Киджи, будущего папы Александра VII. Над проектами часовни художник работал в 1512–1516 годах. Это ему принадлежит задумка единого пространства с высоким куполом и общая идея оформления. Также именно он запланировал создание четырех статуй Святых Пророков в нишах. Рафаэль изначально планировал самому создать скульптуры. Как хранитель древностей, мастер сделал каталог памятников Античности, сохранившихся в Риме. Именно работа хранителя древностей и послужила причиной ранней смерти художника. Он участвовал в раскопках погребальных галерей, где простудился и скончался 6 апреля 1520 года. Он похоронен в Пантеоне — римском храме всех богов, переосвященном как католическая церковь. На могиле Рафаэля написано: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Лоренцо Лотти (Лоренцетто) родился в 1490 году во Флоренции. Уже там он примкнул к кругу Рафаэля Санти, у которого многому научился. Там же он женился на сестре любимого ученика Рафаэля, Джулио Романо. Но основная творческая биография мастера связана с Римом. Лоренцетто, как и многие творцы его времени, был одновременно и скульптором, и архитектором. Он завершил работы по возведению гробницы Никколо Фортегерри, начатой в свое время Андреа Верроккьо. По протекции Рафаэля именно Лоренцетто фактически вел все основные работы в капелле Киджи (сам Рафаэль был завален заказами и делами как главный архитектор Рима и не имел достаточно времени на этот проект). Однако и самому Лоренцетто пришлось привлекать помощников — так, скульптуру Святого Пророка Илии ему помогал выполнять молодой скульптор Рафаэль де Монтелупо. Вазари считает, что статуя Пророка Илии также базировалась на рисунках Рафаэля, но никаких эскизов мастера пока не найдено. Кроме того, авторству Лоренцетто принадлежат гробницы Бернардино в капелле Санто-Стефано-Ротондо, гробницы Климента VII и Льва X в Санта-Мария-сопра-Минерва. Еще он работал как архитектор и геодезист в базилике Святого Петра, когда главным архитектором этой грандиозной стройки был Антонио де Сангалло. Умер Лоренцо Лотти в Риме в 1541 году.


Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий